UA | RU
13 декабря 2023, 17:18

Как решится проблема с метро на Теремки и каковы перспективы его развития

Впервые за многие годы работа метрополитена в сторону Теремков дала сбой, что привело к огромным неудобствам для жителей Голосеево.
Впервые за многие годы работа метрополитена в сторону Теремков дала сбой, что привело к огромным неудобствам для жителей Голосеево.
Фото: Facebook Віктор Брагінський

RegioNews разбирался, почему остановилось метро в сторону жилмассива Теремки и как в дальнейшем избежать подобных проблем.

Что произошло

В конце прошлой недели жителей столичного Голосеево ошеломила новость о том, что закрывается движение поездов метро на участке от станции "Теремки" к станции "Лыбедская". Позже оказалось, что в тоннеле на перегоне между станцией "Демеевской" и "Лыбедской" обнаружили трещины. Опасности ситуации придавало то, что сам тоннель метрополитена расположен фактически под рекой Лыбедь, протекающей на поверхности в этом районе.

Чиновники сразу заявили, что закрытие тоннеля было вынужденным, ведь речь уже шла о безопасности пассажиров. Конечно, это никто не озвучивал напрямую, но, по большому счету, продолжение эксплуатации поездов метро в этом тоннеле могло привести к трагедии. Поэтому тоннель закрыли, а значит и движение поездов от станции "Лыбедская" в сторону Голосеево. Это сразу вызвало шквал негатива со стороны жителей района, потому что поездка с тех же Теремков на "Лыбедскую" автоматически превращалась в квест.

И уже в понедельник, 11 декабря, пассажирам пришлось по наземному пути преодолевать расстояние от своих домов до станции метро "Лыбедская". Здесь с самого утра было очень много людей, ведь фактически именно эта станция первой принимала всех желающих из Голосеево воспользоваться метро.

Фото: Facebook Сашко Марченко

Городские власти запустили дополнительные автобусы, чтобы перевозить людей, но они все равно не могут обеспечить ту скорость, которую имеет метрополитен, — пробки для наземного транспорта никто не отменял. Похоже, в киевской мэрии приняли во внимание недовольство пассажиров, а потому с 13 декабря было запущено челночное движение между станциями "Демеевская" и "Теремки". То есть, чтобы попасть, скажем, в центр города из тех же Теремков, нужно будет доехать с помощью челночного движения метро до станции "Демеевская", а уже оттуда наземным транспортом одну остановку доехать до станции "Лыбедская". Или можно просто от "Демеевской" пройти пешком, что занимает минут 15.

Фото: Facebook Сашко Марченко

Кто виноват в закрытии метро

Пока сказать, кто виноват в том, что тоннель под Лыбедью дал трещины, очень тяжело. Однако 13 декабря полиция столицы даже начала проводить обыски в помещениях "Киевского метрополитена" и "Метростроя", а также в различных структурных подразделениях КГГА. Следователи работают в рамках уголовного производства "Служебная халатность".

"Следствие преследует цель проверить наличие просчетов на этапах проектирования, строительства и эксплуатации этого отрезка подземки. А также установить ответственных лиц, в результате действий которых произошли разгерметизация и затопление тоннеля метрополитена", — говорится в заявлении полиции.

Пока же правоохранители выполняют свою работу в соцсетях раздаются обвинения в адрес столичных властей, мол, доруководились, что метро закрывают. Однако только специалисты со временем предоставят разъяснения относительно того, виноваты ли проектировщики тоннеля, или строители этого сооружения, или вообще из-за небрежности виноваты те, кто эксплуатировал тоннель и метро на Теремки.

Следует понимать, что метрополитен является стратегическим объектом для Киева и требует особого внимания. Впрочем, если присмотреться к разным станциям столичной подземки, то можно увидеть, что они "текут", ведь имеют проблемы с гидроизоляцией. Например, многолетняя проблема есть на станции "Позняки", где даже ведра и бутылки ставили, чтобы вода не капала в вестибюле или на подходах к перрону. Похожая ситуация, например, и на станции "Дворец Украина", где тоже с потолка постоянно капает. На открытом участке метро на станции "Черниговская" несколько лет назад тоже была проблема капания воды с потолка, но тогда ее решили "жлобтюнингом", просто закрепив на потолок металлические накладки, отнюдь не добавляющие украшения метрополитену, но вода как будто не капает. А вот руководство метро уверяет, что все находится под контролем в работе подземки.

Впрочем, есть как критика действующей власти в вопросе эксплуатации метро, так и сообщения в соцсетях, так сказать, в поддержку мэра Кличко. Главным аргументом в этом является то, что ни тоннель, через который закрыли часть "синей" ветки, ни станции от "Демеевской" до "Теремков" открывал никак не Кличко. Мол, виноваты во всем предшественники.

Честно говоря, немного странно слышать о предшественниках Кличко, если именно Виталий Владимирович уже почти десять лет управляет городом, а предшественники остались в далеком прошлом. Саму же станцию "Демеевскую" начали строить еще во второй половине 2005 года. Конечно, та же история с тоннелем под Лыбедью. В то время мэром Киева был еще Александр Омельченко, а президентом Украины - Виктор Ющенко.

Фактически первым пусковым отрезком метро на Теремки должны быть станции "Демеевская", "Голосеевская" и "Васильковская". Все это планировалось запустить еще в 2008 году, но, когда станции были почти готовы, в полном объеме прекратилось финансирование строительства. Тогда же, в конце 2008 и начале 2009 года, эти три станции были фактически законсервированы. Хотя их готовность, по разным данным, составила более 90%. Тогдашний мэр Киева Леонид Черновецкий не слишком искал средства на открытие станций. Только в 2010 году средства наконец-то нашлись, и уже 15 декабря того года было открыто сразу три станции метро на Теремки.

Почему не строят метро

Последняя станция столичного метро была открыта еще в конце 2013 года, и это была станция Теремки. То есть, с тех пор прошло ровно 10 лет, а ни одна станция больше не введена в эксплуатацию. Это, по сути, антирекорд в истории строительства станций киевской подземки. Дело в том, что до этого наибольший промежуток времени между открытием составлял чуть более пяти лет. Это произошло в первой половине 70-х годов прошлого столетия. Тогда в ноябре 1971 года была открыта станция "Святошин", а следующая станция была открыта только в декабре 1976 года. Тем не менее, столь долгий промежуток времени без открытых объектов метро объяснялся тем, что в это время строилась современная линия "Оболонско-Теремковская". И после того, как ее в декабре 1976 года ввели в эксплуатацию, пассажирам были доступны сразу три новых станции: "Майдан Незалежности", "Почтовая площадь" и "Контрактовая площадь". Поэтому более пяти лет без открытых станций были полностью оправданы.

Всего же с момента открытия метро в 1960 году и до 2013 года, когда была открыта последняя станция, в эксплуатацию ввели 52 станции метрополитена. То есть получается, что в среднем каждый год открывали по одной станции. Конечно, были годы, когда объекты подземки не открывали вообще, но были времена, когда за год запускали и по три таких объекта. Даже в так называемые голодные 90-е, когда в городском бюджете было мало средств, метрополитен все равно строился. Именно в 90-х фактически возвели более половины всех станций "зеленой" ветви метро. В 1991 году открыли современные станции "Выдубичи", "Зверинецкая", "Кловская", а в 1992 году – "Славутич" и "Осокорки". В 1994 году открыли "Позняки" и "Харьковскую", а в 1996 году – "Лукьяновскую". В сущности, восемь станций за пять лет. Сейчас о таком темпе строительства метро можно разве мечтать.

Более того, даже сегодняшний промежуток в 10 лет между открытыми станциями может быть увеличен. По последним прогнозам городских властей Киева две станции метро на Виноградаре должны открыть до конца 2024 года. Если это произойдет, то промежуток между открытой сейчас последней станцией метро "Теремки" в конце 2013 года и станциями на Виноградарь, если их откроют в конце 2024 года, составит 11 лет. Однако не следует забывать, что многие разнообразные инфраструктурные объекты в столице открывались в основном с большим опозданием. Вспомним хотя бы тот же Подольско-Воскресенский мостовой переход, открытие которого переносилось несколько раз, ведь Кличко обещал открыть этот мост еще в конце 2020 года, а потом это перенесли на конец 2021 года. В конце концов, мост открыли только в начале декабря 2023 года и только для спецтранспорта и муниципального автобуса.

Похожая ситуация и с открытием двух станций метро на Виноградаре. Сначала их обещали запустить в 2021 году, но тогда этого не произошло, а запуск станций перенесли на 2023 год. Теперь же обещают в 2024 году, но что будет мешать еще раз отложить открытие?

При других руководителях Киева подземка развивалась

Еще один интересный статистический анализ относительно строительства метро получается, если учесть тот факт, что Кличко руководит Киевом уже десятый год. Так долго городом управляли после 1960 года, когда в Киеве открыли метрополитен, только два человека - Владимир Гусев (1968-1979) и Валентин Згурский (1979-1990). В то время они занимали должность главы исполкома Киевского городского совета, а это полный аналог современной должности городского головы.

Теперь посмотрим, сколько станций метро открыли Гусев и Згурский за 11 лет своей каденции.

Итак, при Гусеве было открыто семь станций метро, три из которых на "синей" ветке: "Майдан Незалежности", "Почтовая площадь" и "Контрактовая площадь". В общем, именно при Владимире Гусеве и была открыта современная "Оболонско-Теремковская" линия подземки. Еще четыре станции при Гусеве были открыты на "красной" линии: "Черниговская", "Берестейская", "Нивки" и "Святошин".

При Валентине Згурском было открыто сразу 14 станций подземки. Речь идет о станциях "Лесная" и "Театральная" на "красной" ветке, а также о "Кловской", "Дворце спорта" и "Золотых воротах" на "зеленой" ветке. Сразу девять станций при Валентине Згурском были открыты на "синей" ветке метро: "Тараса Шевченко", "Почайна", "Оболонь", "Минская", "Героев Днепра", "Площадь Украинских Героев", "Олимпийская", "Дворец Украина" и "Лыбедская".

Напомним, что при Кличко, который управляет городом уже почти 10 лет, не открыта ни одна станция метрополитена. Кстати, были даже разговоры о том, что после 2014 года были неблагоприятные времена для строительства метро ввиду нестабильной финансовой ситуации. Впрочем, если посмотреть на бюджет Киева, например, до 2022 года, то три года подряд до полномасштабного вторжения России, он составлял в пределах 55-60 млрд гривен ежегодно. По тогдашнему курсу это более 2 млрд долларов США.

Если брать, например, бюджет города Киева, скажем, до Революции достоинства, ведь после того гривна очень девальвировала, то бюджет столицы в 2010 году составлял чуть более 16 млрд гривен, в 2011 году так же. По тогдашнему курсу это так же было 2 млрд долларов, но с 2010 по 2013 год в Киеве открыли шесть станций метро: "Демеевскую", "Голосеевскую", "Васильковскую", "Выставочный центр", "Ипподром" и "Теремки".

Итак, как видим, к городским властям столицы действительно больше вопросов, чем ответов, когда речь идет о развитии метрополитена, который происходит очень слабо. Ведь даже в трудные 90-е годы прошлого столетия метро строили. Конечно, сейчас ситуация с бюджетом столицы, мягко говоря, не очень, но до 2022 года финансовая ситуация была более чем стабильной, но новые станции все равно не открывали. А после того, как на ремонт закрыли тоннель между "Лыбедской" и "Демеевской", вообще возникает вопрос, как и кто эксплуатировал этот тоннель, если через 13 лет после его запуска он начал протекать. Не стоит забывать и о других станциях, которые тоже "текут". Поэтому сейчас складывается ситуация, что уже никто и не говорит об открытии новых станций, а в первую очередь речь идет хотя бы о том, чтобы поддерживать в надлежащем состоянии уже эксплуатируемые объекты подземки.

26 апреля 2024
Высшее образование по-новому: к чему теперь готовиться студентам
На днях Верховная Рада приняла закон, призванный усовершенствовать образовательный процесс для соискателей высшего образования в украинских вузах. В целом чиновники уверяют, что с принятием этого зако...
24 апреля 2024
Военный эксперт Иван Киричевский: россияне не ждут мая или июня, они уже наступают
Эксперт военного портала Defence Express Иван Киричевский рассказал в интервью RegioNews, где сейчас наиболее горячо на фронте, возможно ли большое наступление Украины и что для этого нужно, а также п...
16 апреля 2024
Встреча с Папой Римским и полные бусы гуманитарки: как итальянский благотворитель помогает прифронтовой Харьковщине
С началом полномасштабной войны украинцы не на словах почувствовали заботу со стороны европейских друзей. Страны ЕС с радостью принимали украинских женщин с детьми, а в саму Украину все чаще стали при...
11 апреля 2024
Запрет ездить на авто, отмена дембеля, обязательная ВВК: что прописано в принятом законе о мобилизации
Какие изменения ожидают военнообязанных, когда закон об усилении мобилизации вступит в силу
За сутки – 115 боестолкновений: данные Генштаба о ситуации на фронте и потерях врага
30 апреля 2024, 08:09
ССО показали, как уничтожили место дислокации оккупантов на Херсонском направлении
30 апреля 2024, 06:22
За границу за 10500 долларов: на Хмельнитчине разоблачили очередную схему для уклонистов
30 апреля 2024, 04:42
На Днепропетровщине руль мотоблока застрял в голове мужчины
30 апреля 2024, 04:00
Мужчина 15 лет планировал убийство, но "перепутал" жертву: подробности трагедии в Запорожье
30 апреля 2024, 03:00
Российская оккупационная группировка в Украине за апрель сократилась
30 апреля 2024, 02:30
В центре Запорожья под колесами автомобиля погибли два человека
30 апреля 2024, 01:40
На Киевщине врач требовала от родителей ребенка с аутизмом взятку за оформление инвалидности
30 апреля 2024, 01:17
РФ начала призыв на срочную службу на ВОТ Запорожской области, – Федоров
30 апреля 2024, 01:07
В Одессе мужчину силой затолкали в "бусик": как прокомментировали в ТЦК
30 апреля 2024, 00:05