Украинский совет бизнеса призвал Кабмин активизировать работу для содействия контейнерным перевозкам через порты Большой Одессы
Украинский совет бизнеса обратился к правительству с призывом завести международные контейнерные линии на маршрут "зернового коридора", чтобы увеличить общие объемы экспорта и улучшить ситуацию с очередями на западных границах
Об этом сообщает RegioNews со ссылкой на заявление на сайте Совета бизнеса.
На сегодня из-за забастовки на польской границе накопилось значительное количество грузов. Несмотря на усилия правительства, проблема быстро не решается и демонстрирует зависимость Украины от польской границы. Ведь даже незначительные забастовки приводят к коллапсу на западной границе, а многочисленные переговоры показывают, что проблема сложная. Не исключено российское влияние на данную ситуацию, а польское правительство не способствует решению проблемы. В общем, эта проблема системная и трудности на границе наблюдались и раньше, до этой акции протеста польских перевозчиков.
"Поскольку сейчас изменилась концепция использования "зернового коридора", в частности, с середины сентября этот коридор действует без участия россии и без необходимости согласования перечня входящих в порт товаров и судна – стоит завести международные контейнерные линии в порты Большой Одессы для перевозок готовой украинской продукции и разгрузки западной границы", – отметили в Раде.
С сентября по 24 ноября 2023 года Черноморским гуманитарным коридором Украины прошли 153 судна, которые перевезли более 5,6 миллиона метрических тонн зерна и других грузов.
Если завести международные контейнерные линии на этот маршрут "зернового коридора" и расширить список продукции, перевозимой этим коридором другими товарами с высокой добавленной стоимостью, это позволит решить сразу несколько важных вопросов.
"Это положительно повлияет на стоимость логистики, улучшит позиции украинских продовольственных и других товаров на внешних рынках, будет способствовать увеличению общих объемов экспорта, а также более чем на половину разгрузило бы автомобильные пункты пропуска и уменьшило очереди на западных границах, в частности, с Польшей и порты Гданьска, Рени, Констанцы", – отмечается в заявлении Совета.
К примеру – до начала полномасштабной войны только кондитерская и крахмало-паточная продукция давала достаточно мощный грузопоток (около 160 тыс.т.) через одесский порт, используя морские контейнерные перевозки. Похожая ситуация и по другим продовольственным отраслям.
Еще один пример – рыбная отрасль. Учитывая объективные обстоятельства, около 90% потребностей Украины в рыбе и морепродуктах обеспечивается за счет импорта. Рыба и морепродукты занимают первое место среди всех импортируемых пищевых продуктов в Украину. До начала полномасштабной войны 40% импорта, тогда составлявшего около 420 000 тонн, осуществлялись через морские порты Украины.
Сейчас объем импорта рыбы уменьшился до 300 000 в 2022 году и 320 000 в 2023 (прогноз) и практически весь этот объем завозят в Украину автотранспортом через границы с Польшей, поскольку вместо Большой Одессы главным портом для рыбной отрасли Украины второй год является рыбный терминал порта города Клайпеда (Литва). Поскольку украинские компании-импортеры через польских забастовщиков не могут вывезти предназначавшуюся для Украины рыбную продукцию в портах стран, имеющих выход к Балтийскому морю (Польша, Гданьск; Литва, Клайпеда; Рига, Латвия и т.д.) уже наблюдается логистический коллапс и кризис. Места для новых контейнеров не хватает, суда стоят на рейде в ожидании освобождения выгрузочных мест. Срываются сроки доставки других грузов. Именно поэтому, в том числе, руководство стран Литвы и Латвии уже вызвалось помочь в ускорении разблокирования польско-украинской границы.
По состоянию на сейчас экспортируемая морем продукция идет через польские порты, что приводит к росту стоимости логистики и негативно влияет на конкурентоспособность украинского экспорта. По сравнению с довоенным периодом такой обходной маршрут увеличил стоимость перевозки продукции на 45% – 100%.
Отмечается, что этот вопрос уже ставился перед Мининфраструктурой. В октябре 2023 года заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков во время Координационного совета по вопросам логистики в с/х (которую периодически организует Минагропродполитики) отметил, что нынешний временный "коридор" не имеет ограничений по виду перевозок, но сейчас еще нет контейнерных линий, которые были бы готовы взяться за такие перевозки и заявили суда на проход по этому маршруту. Такая возможность изучается министерством, в частности, министерство находится в постоянной коммуникации с перевозчиками, ведется работа по рискам, гарантиям и страхованию, но готовности пока нет.
В Совете бизнеса рассказали, что была достигнута договоренность, что в течение месяца Мининфраструктуры организует совместное совещание с экспортерами и перевозчиками, чтобы обсудить возможность организации контейнерных перевозок из портов Большой Одессы. Но по состоянию на сегодня уже более 1,5 месяца этот вопрос остается нерешенным, соответствующее совещание не проводилось.
16 ноября на очередном заседании Координационного совета по вопросам логистики в сельском хозяйстве министр аграрной политики и продовольствия Николай Сольский предложил экспортерам самостоятельно вести переговоры с контейнерными международными линиями, но экспортеры не смогут самостоятельно договориться с контейнерными перевозчиками, поскольку речь идет о работе в ситуации повышенной опасности и перевозчики ждут конкретные шаги от власти (по страхованию, гарантиям и др.)
"В связи с этим – призываем Кабинет министров и народных депутатов активизировать работу с международными контейнерными линиями и способствовать ускорению запуска (в первую очередь через обеспечение страхования военных рисков) контейнерных перевозок продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе готовой пищевой продукции – с/в портов Большой Одессы", – заявили в Совете бизнеса.
Напомним, ранее президент Владимир Зеленский анонсировал получение Украиной от западных союзников боевых кораблей для сопровождения судов через "зерновой коридор".