Тарифный ад для должников: почему украинцам, не платящим за "коммуналку", не будет покоя
RegioNews разбирался, как отмена моратория на отключение коммунальных услуг может повлиять на население или предприятия, производящие услуги для жилого сектора страны.
Почти сразу после начала полномасштабного вторжения россии в Украину Кабмин ввел мораторий на отключение любых жилищно-коммунальных услуг для потребителей, имеющих задолженность по их оплате. Уже в конце декабря 2023 года этот мораторий отменили, а также вернули начисление пени за неуплату. Это не касается оккупированных областей и общин, которые официально внесены в перечень территорий, где продолжаются боевые действия.
Почему отменили мораторий
Фактически тарифы на коммунальные услуги в украинских городах остаются неизменными почти три года. Дело в том, что осенью 2021 года между центральными и местными властями был заключен Меморандум, который предполагал, что как минимум до конца отопительного сезона 2021/2022 годов тарифы не будут расти. В документе фиксировалась "нерыночная" цена кубического метра газа, что заставляло местные общины компенсировать разницу, возникающую между себестоимостью услуг и ценой, установленной для населения. Однако для того, чтобы общинам минимизировать эту денежную нагрузку, государство дополнительно направило еще 4% НДФЛ на места.
Уже с началом полномасштабной войны государство запретило повышать тарифы на газ, тепло и горячую воду, а также отсоединять потребителя от любых услуг, даже если они должны компании-поставщику. Это помогло людям, которые из-за российской агрессии потеряли работу и стабильный доход, не избавляться от базовых благ цивилизации. Однако такой мораторий никак не означал, что платить за "коммуналку" вообще не нужно. Хотя некоторая часть населения восприняла это именно так. В результате возникла патовая ситуация: во-первых, тарифы экономически необоснованны, а во-вторых, даже так за них большая часть потребителей просто не платит.
Народный депутат, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус констатирует, что платежная дисциплина действительно значительно ухудшилась. Он говорит, что очень большое количество граждан, которые могли платить за "коммуналку", не делали этого, накапливали долги, ведь знали, что им за это ничего не будет из-за моратория. Кое-где только в одной области долги населения за свет могли достигать миллиарда гривен, и львиная доля этих долгов накопилась уже после начала полномасштабного вторжения россии. Конечно, это привело и к ожидаемым последствиям.
Массовая задолженность, например, оставляла те же энергопредприятия без средств, необходимых для восстановления после масштабных обстрелов россиянами критической инфраструктуры в 2022 году. Вместе с тем, не стоит и исключать тот факт, что вся сфера жилищно-коммунальных услуг, даже если она и не попадала под обстрелы, подвергается износу и авариям, поэтому ее банально надо, если и не модернизировать, то просто поддерживать в рабочем состоянии.
Все это и заставило Кабмин отменить мораторий на отключение коммунальных услуг, чтобы, прежде всего, стимулировать население к оплате за коммунальные услуги.
Кстати, как отмечал Герус, наиболее дисциплинированными плательщиками за "коммуналку" оказались, как ни странно, пенсионеры и другие субсидианты, ведь они боятся потерять субсидии, отменяемые из-за долгов.
От каких услуг могут быть отключены
Директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко говорит, что в большинстве случаев должнику могут отключить только электроэнергию.
"Если углубиться в проблему, то мы видим, что отношения поставщика услуг и потребителя неравноправны. Например, фактически можно отключить должника только от электроэнергии, если речь идет о многоквартирных домах. В высотках невозможно отдельную квартиру отключить от водоснабжения или газа", - отмечает эксперт .
Однако не следует забывать, что кроме многоквартирных домов есть еще дома частного сектора, а здесь, конечно, не без труда, отключить должников от того же газоснабжения или водоснабжения возможно, но, как показывает практика, это крайняя мера, которая встречается не очень часто.
В компании YASNO, являющейся одним из крупнейших поставщиков электроэнергии населению в Украине, уверяют, что отключают от электроэнергии потребителей-должников не сразу. Эта процедура имеет несколько этапов. Сначала потребителя информируют о его задолженности. Сообщение отправляют в личный кабинет потребителя или через Viber или SMS. Поскольку потребители отправляют показатели счетчиков именно через личный кабинет или через Viber, контакты большинства потребителей у компании есть.
На втором этапе должник получает официальное предупреждение о возможном отключении от электроэнергии и указывается его дата. Отключить свет могут не ранее чем через 10 рабочих дней после получения предупреждения от электропоставщика и через 5 рабочих дней после предупреждения от оператора системы распределения, то есть облэнерго.
После получения предупреждения клиенту нужно как можно скорее уплатить задолженность. Проблема здесь в том, что средства, проводимые через банк, могут засчитываться до трех дней, а потому энергетики советуют не откладывать уплату долга до последнего, чтобы система успела зачислить средства еще до того, как произойдет само отключение света. Чтобы ускорить зачисление долга энергетики советуют пользоваться онлайн-сервисами: личным кабинетом, чат-ботами в соцсетях. После того, как средства будут зачислены на счет, электропоставщик уведомляет оператора системы распределения об отмене отключения, ведь долг уже погашен.
Если же оплата долга не поступила в срок, абоненту отключают свет до полного погашения задолженности. А чтобы снова быть со светом, потребителю уже нужно будет оплатить счет за отключение и подключение электроснабжения, а иногда это может стоить несколько тысяч гривен. И даже если оплатить все эти счета, свет сразу не появится, ведь заявку на восстановление электроснабжения по правилам выполняют в течение трех дней, если речь идет об абонентах в городах, и в течение пяти дней, если абонент живет в селе.
В общем, нет какой-то минимальной суммы долга, после которой будут отключать. Обычно речь идет о потребителях, которые имеют неуплату на тысячи или десятки тысяч гривен.
Пеня и штрафы для должников
Вместе с отменой моратория на отключение жилищно-коммунальных услуг возобновилось начисление пени на задолженность. По закону пеня не может превышать 0,01% суммы долга за каждый день неуплаты. Все это прописано в договоре, заключаемом между потребителем и поставщиком жилищно-коммунальных услуг. Обычно за потребленные услуги нужно платить до 20 числа или до конца следующего месяца. Все это также должно быть прописано в договорах о предоставлении коммунальных услуг.
То есть если потребитель получил, например, услугу по электроэнергии в январе, то за нее он должен оплатить до 20 февраля. Если это не сделано, или оплата поступила не в полном объеме, то на остаток долга ежедневно будет начисляться пеня в размере 0,01% от его суммы. Представим, что потребитель получил ту или иную коммунальную услугу на 2 тыс. грн и не заплатил за нее до 20 числа, то уже с 21 числа поставщик этой услуги имеет право начислить пеню в размере 20 копеек к сумме долга в 2 тыс. грн. Через месяц ему насчитают дополнительные 6 гривен.
Однако пеню начислять могут только на накопившиеся долги уже после отмены моратория. Если потребитель не платил за коммунальные услуги, скажем, с весны 2022 до конца 2023 года, то на эти долги пеню начислять не будут.
В конце концов, если потребитель и после начисления пени отказывается платить долги, то поставщики услуг могут взимать их через суд. С другой стороны, если должник не имеет возможности сразу и полностью оплатить свои долги, он может обратиться к поставщику с просьбой о реструктуризации задолженности. Обычно поставщики услуг идут на такой шаг.
Очень много долгов накопилось у людей за услуги, которые они фактически не потребляли, например когда выехали в другую страну или область, а их квартира в этот момент отапливалась централизованно. Есть выход не оплачивать эту услугу. Если потребитель не проживает по своему адресу более месяца, необходимо предоставить поставщику соответствующее заявление и документальное подтверждение. Это могут быть справки из мест временного проживания, работы, учебы, лечения, военной службы, отбывания наказания. В таком случае ему не будут выставляться счета.
Весь город чуть не остался без воды
Фактически массовых отключений должников от "коммуналки" пока не наблюдается. Правда, уже в январе этого года жители Полтавы могли почувствовать отмену моратория. Все из-за миллионных долгов областного коммунального предприятия "Полтававодоканал" за потребленную электроэнергию, что ранее предоставило облэнерго. До отключения насосов водоканала от электроэнергии дело не дошло, однако офисы предприятия некоторое время оставались без света. Это обнажило давнюю проблему – тарифы на коммунальные услуги в Украине уже давно экономически необоснованны и, как мы писали выше, более трех лет не росли, что частично и приводит к существованию задолженностей уже у самих предприятий перед другими структурами, как в этом случае.
Директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко говорит, что в декабре ежегодно большинство водоканалов по всей стране повышали тарифы на воду для населения. Это согласовывает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Эксперт напомнил, что за время полномасштабного вторжения россии НКРЭКУ уже дважды пыталось повысить тарифы на холодную воду для некоторых городов страны. Причем это было бы законно, ведь мораторий касался только повышения тарифов на отопление, горячую воду и газоснабжение. В результате, подорожание воды не произошло.
"Расходы тех же водоканалов ежегодно растут, ведь повышается стоимость электроэнергии и растет минимальная заработная плата. И в таких случаях водоканал действует как? Они не могут не повышать зарплату работникам и налоги не могут не платить, а также должны закупать реагенты для очистки воды, ведь санитарные нормы для воды нужно соблюдать. И значит, что водоканалы начинают массово не платить за электроэнергию, ведь средств на все не хватает", – отмечает специалист.
В прошлом году стоимость электроэнергии для населения уже повышали почти вдвое – с 1,44 грн за кВт до 2,64 грн. Впрочем, в информационном пространстве все больше обсуждается, что и эти тарифы на электричество не являются рыночными. Мол, реальная стоимость 1 кВт электроэнергии должна составлять минимум 5-6 грн. Конечно, пока в Кабмине говорят, что никакого удорожания не предполагается. Более того, действует постановление Кабмина, согласно которому до 1 мая тариф на электроэнергию пересматривать не будут. Однако, что будет после 1 мая, сказать сложно.
Если представить, что в этом году электроэнергия все же подорожает, это автоматически повысит себестоимость почти всех коммунальных услуг, ведь в них "сидит” достаточно большая составляющая именно электроэнергии. Конечно, сейчас действует мораторий на повышение тарифов на отопление, горячую воду и газ. Однако, как в своих прогнозах говорят представители Национального банка, мораторий в 2025 году может быть отменен, а это фактически и означает то, что готовиться по повышению тарифов стоит уже сейчас.