Мобилизация по-новому: какие изменения ждут украинских мужчин
RegioNews проанализировал, какие изменения предлагают законодатели по мобилизационным мерам.
Все данные о военнообязанном будут, как на ладони
Сейчас при заключении трудового договора запрещается требовать от будущего работника сведения о регистрации места жительства или пребывания. В новом законопроекте по мобилизации указывается, что от военнообязанных и резервистов могут потребовать информацию о задекларированном или зарегистрированном месте жительства или пребывания. То есть у работодателя уже будет информация о месте жительства военнообязанного работника, и этими данными, конечно, сможет воспользоваться ТЦК.
Также предлагается законодательно прописать, что граждане обязаны будут регистрировать электронный кабинет призывника, военнообязанного и резервиста. И это, пожалуй, одно из наиболее революционных изменений, ведь именно через этот кабинет военнообязанный фактически будет держать связь с ТЦК.
Также граждане будут обязаны проходить медицинский осмотр и лечение в лечебно-профилактических учреждениях, согласно решению военно-врачебной комиссии или соответствующего районного (городского) территориального центра комплектования и социальной поддержки.
Еще одно нововведение, которое четко хотят прописать в Законе, касается того, что военнообязанные в течение 60 дней с даты начала проведения мобилизации или в течение 20 дней с даты ее продления обязаны уточнить свои учетные данные через центр предоставления административных услуг (ЦНАП) или электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста, или лично в территориальном центре комплектования и социальной поддержки по месту своего пребывания или нахождения.
Как будут вручать повестки
В законопроекте предлагается четко прописать, где и как гражданин может получить повестку. Следовательно, если проект закона примут в том виде, который есть сейчас, повестку военнообязанному могут лично вручить прямо в помещении ТЦК непосредственно его работники. Также повестку смогут вручить по месту жительства те же работники ТЦК или полицейские.
По месту работы также смогут вручать повестки, а делать это будут либо сами работодатели, либо работники ТЦК или полицейские. Также предлагается прописать, что повестки в общественных местах могут вручать работники ТЦК или полицейские. Хотя фактически это происходит и сейчас, когда по улицам ходят несколько представителей территориальных центров комплектования вместе с полицией, раздавая повестки прохожим.
Самое главное в предложенных изменениях — повестка на электронный кабинет призывника, который, как уже указывалось, по новым нормам все военнообязанные будут обязаны себе создать. Также повестку могут отправить по электронной почте. Кстати, среди украинцев уже ведутся разговоры, откуда ТЦК может узнать электронный адрес того или иного военнообязанного? Однако у очень многих граждан, например, электронная почта привязана к банковским картам или счетам в финансовых учреждениях государственной формы собственности. К тому же сам министр обороны Рустем Умеров уже неоднократно заявлял, что его ведомство рассматривает возможность отправки военнообязанным электронного уведомления о том, что они должны явиться в ТЦК. Мол, в Минобороны проанализировали многие базы данных и теперь думают над тем, как их можно использовать.
В свою очередь главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный накануне во время брифинга заявил, что ни Генштаб, ни ВСУ предложение по электронным повесткам не вносили. В то же время Залужный отметил, что в ВСУ будут рады любому способу, который обеспечит потребность в людях для армии.
"Если мы их получим в результате электронных повесток, это будет очень хорошо. Если это будет осуществлено каким-то иным образом – тоже это очень хорошо", — отметил Залужный.
Носить с собой военный билет
Среди других предложенных в законопроекте об усилении мобилизации нововведений есть такое, что в период проведения мобилизации граждан в возрасте от 18 до 60 лет, состоящих на военном учете или снятых (исключенных) с военного учета, хотят обязать иметь при себе военно-учетный документ и предъявлять его по требованию представителя ТЦК или полицейского. То есть фактически военно-учетный документ нужно будет носить с собой постоянно.
А еще представитель ТЦК или полицейский во время проверки документов сможет все это фиксировать с помощью видео или фотосъемки. К тому же, они могут использовать технические приборы, средства и специализированное программное обеспечение с доступом к Единому государственному реестру призывников, военнообязанных и резервистов. Именно с помощью этого Реестра фактически планируют бороться с уклонистами. Если военнообязанные или резервисты не появляются, например, в ТЦК по повестке, то, по сообщению руководителя Территориального центра комплектования, его смогут внести в Единый реестр должников. Уже после этого военнообязанному могут запретить выезд за границу или запретить проводить операции с движимым или недвижимым имуществом. Также могут ограничить право управления собственным транспортным средством или получение водительского удостоверения. Уклонистам еще смогут ограничить право пользоваться и распоряжаться средствами и другими ценностями, или отказать в заключении кредитного договора или приостановлении в получении льгот или услуг от государства. Однако, как только военнообязанный придет в ТЦК, все ограничения с него снимаются.
Но это будет не единственный метод воздействия на уклонистов. К примеру, парламентарии, разрабатывавшие изменения в действующие законы, касающиеся мобилизации, предлагают увеличить штрафы за то, что военнообязанные уклоняются от постановки на военный учет в ТЦК. Сейчас штраф за такие нарушения составляет от 3400 до 5100 гривен, а предлагают сделать от 8500 до 17 тыс. гривен.
А в случае нарушения закона об обороне, воинской обязанности и военной службе, мобилизационную подготовку и мобилизацию штраф планируют установить на уровне от 25,5 тыс. гривен до 34 тыс. гривен. К тому же если сейчас уголовное наказание могут применить к уклоняющимся от мобилизации, то парламентарии предлагают сажать в тюрьму на срок от трех до пяти лет тех, кто будет отказываться даже от прохождения медицинского осмотра в ТЦК — военно- врачебной комиссии.
Более того, могут также внести изменения в Закон "О национальной полиции". Поэтому в случае принятия таких изменений представители ТЦК смогут обращаться в полицию, чтобы они принимали участие в осуществлении мероприятий по оповещению военнообязанных и резервистов совместно с представителями ТЦК. Также полицейских будут привлекать к осуществлению административных задержаний и доставке в ТЦК военнообязанных и резервистов, которые будут нарушать закон о воинской обязанности. Проще говоря, полиция сможет задерживать уклонистов и доставлять их в ТЦК.
Максимальное подключение местных властей
Народные депутаты хотят внести изменения в Закон "О местном самоуправлении в Украине" в сфере обороны. Сейчас органы местного самоуправления должны способствовать обеспечению доведения до предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также населения приказа военного комиссара об объявлении мобилизации. В случае принятия изменений Верховной Радой органы местной власти уже не будут способствовать, а должны будут обеспечить доведение до предприятий и населения распоряжения руководителя местной государственной администрации (военной, военно-гражданской) или руководителя территориального центра комплектования и социальной поддержки о проведении мероприятий по мобилизации или вызову военнообязанных и резервистов в ТЦК.
Кроме того, предлагаются изменения в Закон "О местных государственных администрациях". К примеру, местная государственная администрация должна осуществлять при мобилизации своевременное оповещение и обеспечивать прибытие на сборные пункты и призыв через ТЦК, которые привлекаются к исполнению обязанности по мобилизации. Также местные государственные администрации будут организовывать и обеспечивать функционирование системы военного учета призывников, военнообязанных и резервистов, бронирование военнообязанных на период мобилизации и военное время, предоставление отчетности по этим вопросам.
То есть, как видим, в случае принятия изменений в законодательство по мобилизации, местные органы власти будут полностью задействованы в вопросах мобилизационных мер, а сейчас они просто способствуют этому.
Кому дадут отсрочку по новым законам
Что касается отсрочек для военнообязанных, то здесь тоже ожидаются большие изменения. Например, если сейчас отсрочку имеют те лица, которые заняты постоянным уходом, например, за родителями своими или жены (супруга), которые признаны нуждающимися в постоянном уходе, то с принятием законопроекта отсрочку будут предоставлять только, если военнообязанный ухаживаешь исключительно за своими родителями.
К тому же, сейчас отсрочку могут получить лица, имеющие жену (супруга) из числа лиц с инвалидностью или одного из своих родителей или родителей супруги (супруга) из числа лиц с инвалидностью I или II группы при условии, что такие лица с инвалидностью не имеют других трудоспособныъ лиц, обязанных в соответствии с законом их содержать. В новой редакции этот пункт предлагают прописать так, что отсрочку могут получить только лица, имеющие жену (супруга) из числа лиц с инвалидностью I или II группы. А чтобы получить отсрочку при наличии у лица родителей или родителей жены (супруга) из числа лиц с инвалидностью I или II группы, то нужно, чтобы они избрали военнообязанного для осуществления за ними ухода.
Также много разговоров было относительно того, чтобы отменить или оставить право на отсрочку для обучающихся. Мол, многие военнообязанные поступили в учебные заведения, и часто уровень этого образования ниже, чем уже есть у человека. К примеру, военнообязанный имеет уровень образования "магистр", а учится сейчас по уровню "бакалавр". На сегодняшний день таких лиц не могут мобилизовать. Однако, если изменения в законодательство поддержат, такие лица будут терять право на отсрочку, ведь ее будут иметь только соискатели профессионального (профессионально-технического), профессионального высшего и прдвысшего образования, которые учатся по дневной или дуальной формам получения образования и получают уровень образования, который является высшим, чем был получен по одной специальности (профессии).
С какой группой инвалидности не мобилизуют
Очень много дискуссий еще до обнародования законопроекта об усилении мобилизации было относительно того, с какой группой инвалидности можно мобилизовать. В действующей редакции Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации" указано, что не могут мобилизовать лиц с инвалидностью. То есть мужчины с любой группой инвалидности не подлежат мобилизации. Разработчики изменений к Закону "О мобилизационной подготовке и мобилизации" предлагают прописать, что не будут подлежать призыву на военную службу во время мобилизации военнообязанные, признанные в установленном порядке лицами с инвалидностью I или II группы. То есть, фактически принятие изменений откроет дорогу к мобилизации лиц с инвалидностью III группы, а это люди у которых, например, отсутствует одно легкое или отсутствует один глаз. Также ІІІ группу инвалидности придоставляют людям у которых есть карликовость, а именно рост ниже 130 см, наблюдается паралич кисти при неэффективности физической реабилитации или параличи верхней конечности или параличи нижней конечности.
В то же время главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный накануне заявил, что сейчас оперировать такими понятиями, как ІІІ или ІІ группа инвалидности, не актуально. По его словам, решает вопрос пригодности к военной службе не наличие инвалидности, а военно-врачебная комиссия. Мол, именно она определяет, пригоден ли человек к военной службе, или не пригоден. Впрочем, если брать практический опыт уже проходивших ВВК, есть много жалоб на то, что такие комиссии существуют разве что для проформы, ведь пройти ее можно буквально за 15 минут. И даже если военнообязанный будет жаловаться на какие-либо проблемы со здоровьем, его все равно признают полностью здоровым. Конечно, есть и случаи, когда представители ВВК действительно тщательно осматривают военнообязанных и могут, например, направить на лечение в случае выявления каких-либо проблем со здоровьем.
Итак, как видим, изменения в вопросах мобилизации ожидаются очень существенные и многие военнообязанные, которые сейчас имеют право на отсрочку, будут по новым нормам законов мобилизованы, если за них все же проголосуют народные депутаты. Также может усилиться борьба с уклонистами, ведь в случае принятия изменений в законы, их будет очень просто найти, например, отправив им повестку на электронную почту. Впрочем, следует понимать и то, что все эти нововведения еще будут очень тщательно обсуждаться среди парламентариев перед голосованием, ведь это лишь законопроект. Однако очевидно одно: мобилизационные мероприятия в Украине однозначно усилятся.