Схемы "лесной мафии" Закарпатья. Какие злоупотребления разоблачились после увольнения Юрия Соймы с должности директора Великобычковского лесхоза
Юрий Сойма занимал должность директора Великобычковского лесхоза почти 10 лет. За это время он успел снискать себе недобрую славу одного из наиболее дерзких представителей "лесной мафии", стать фигурантом ряда антикоррупционных расследований, в том числе и международных, настроить против себя большую часть населения и активистов Раховского района и, наконец, получить статус подозреваемого в уголовных производствах о подделке документов и злоупотреблении служебным положением. Но каждый раз благодаря связям с руководством района и области Сойма умудрялся не просто избежать уголовной ответственности, но и оставить за собой должность руководителя лесхоза и чувствовать себя в лесах Раховского района как в собственной феодальной вотчине.
Впрочем, в декабре в рамках реформы Великобычковское ЛОХ было реорганизовано в Великобычковское отделение ГП "Леса Украины". До последнего момента Юрий Сойма рассчитывал занять должность директора филиала этого вновь ГП, что позволило бы ему сохранить все свои возможности и влияние, но это его попытка вызвала яростное сопротивление местного населения и активистов. В результате Сойма так и не был назначен на вожделенную им должность. Кроме того, были проведены проверки на предприятии, выявившие многочисленные злоупотребления Юрия Соймы. По результатам этих проверок правоохранители возбудили новые уголовные дела против него.
По большому счету, новые уголовные дела против Соймы только подтвердили то, о чем уже не один год пишут журналисты в своих расследованиях и рассказывают местные активисты. Так, одно из новых уголовных дел возбуждено по выявленным фактам хищения средств предприятия "при отпуске древесины для населения и льготных категорий граждан".
Как уже писали журналисты, эта схема работает в Великобычковском лесхозе не один год. Благодаря тому, что ключевые должности в лесхозе занимали родственники и доверенные лица Соймы, лесхоз бесплатно выписывал дрова для льготников, но поскольку эти льготники были подставными лицами, дрова по факту продавались жителям окрестных сел по завышенным ценам, а деньги шли направлению участникам схемы.
Кроме того, через лесообрабатывающую фирму родного брата Юрия Соймы Степана лесхоз продавал деловую древесину, которая по документам проходила как гораздо более дешевый дровятник, что позволяло участникам схемы собирать более 1000 грн дохода с каждого проданного кубометра.
Отдельное уголовное производство открыли, когда выяснились все обстоятельства обустройства подсобного хозяйства в урочище Пуркарецин и передачи его в аренду коммерческой структуре.
В этом урочище Сойма на средства предприятия обустроил крупное подсобное хозяйство по разведению рыбы. Были построены хозяйственные постройки, несколько бассейнов для разведения форели, беседка, площадка отдыха, проведена линия электропередач и обустроена подъездная дорога. В конце декабря 2021 года весь этот имущественный комплекс на земельном участке площадью 0,8 га Сойма передал в аренду ООО "Пуркарецин".
Срок аренды 49 лет, а стоимость аренды составила в 2021 году составила 454 гривны 47 копеек в месяц. Такая символическая цена объясняется очень просто. По договору аренды Сойма отдал не имущественный комплекс, а пустой земельный участок. Согласно тексту договора, на участке отсутствуют "любые объекты инфраструктуры, дороги, площадки с твердым покрытием т.д.".
То есть Юрий Сома построил за государственные средства большой объекты отдыха и вывел его из собственности предприятия, выдав за пустой участок. Теперь по факту злоупотребления служебным положением и нецелевого использования 4,5 млн. грн (деньги потрачены на строительство фиктивного рыбника) расследуется отдельное уголовное производство.
Но стоит обратить внимание и на другие возможные злоупотребления в Великобычковском лесхозе, относящиеся к подсобным хозяйствам. Как выяснили местные активисты, таких подсобных хозяйств в лесхозе Соймы было немало. Это не только рыбники, но и хозяйства по пчеловодству, овцеводству и т.д. Но очень быстро, по документам, все эти хозяйства списывались часто по явно искусственным поводам. Так, одну из подсобных пасек в лесхозе списали актом о том, что медоносные пчелы "убили дикие осы". На самом же деле все эти подсобные хозяйства, хоть и были списаны и закрыты на бумаге, по факту продолжали работать, но прибыль уже шла не в лесхоз, а непосредственно участникам преступной схемы.
Кроме того, на этих подсобных хозяйствах Сойма массово использовал работу "мертвых душ" – работников, которые по документам считались рабочими, но не выполняли никакой работы, а большую часть их заработной платы себе присваивали участники схемы.
Еще одно нарушение, которое оказалось после увольнения Юрия Соймы с должности – махинации с топливными картами. Как выяснилось, закупленное за государственные средства топливо использовали отнюдь не автомобили лесхоза, а частный транспорт родного брата Юрия Соймы Степана. То есть Юрий Сойма во время войны, когда топливо крайне необходимо нашим военным, бесплатно поставлял государственный бензин своему родному брату. Правоохранители зафиксировали, как Степан Сойма уже после увольнения Юрия Соймы с должности заправился за карточки лесхоза нас на сумму более 90 тыс. грн. Этот факт также послужил основанием для возбуждения очередного уголовного производства.
Отдельного внимания заслуживает сделка, которую Юрий Сойма так и не успел претворить в жизнь, хотя для этого было уже готово практически все. В нашем распоряжении есть письмо, подписанное главой Государственного агентства лесных ресурсов Украины Юрием Болоховцем в Закарпатское областное управление лесного хозяйства, в котором председатель Гослесагентства дал согласие на передачу помещений, находящихся на балансе Великобычковского лесхоза, в жилищный фонд.
Речь идет об 11 объектах недвижимости, обладающих большим рекреационным потенциалом и расположенных на земельных участках, связанных с незаурядными историческими событиями. Так, среди объектов, которые планировались снять с баланса Великобычковского ЛМГ, есть охотничий дом, построенный на месте охотничьего дворца кронпринца Австрийской империи Рудольфа Габсбурга, Лесной дом Среднегодовского лесничества площадью более 400 кв м и другие привлекательные в коммерческом плане объекты.
Как отмечают местные активисты, целью перевода этих объектов в жилищный фонд была попытка банально присвоить их себе, ведь появлялась возможность продажи ценного имущества в частные руки, что зная таланты Сеймы задействовать для своих дел подставных лиц, было делом техники. К счастью, неназначение Юрия Соймы на должность директора филиала ГП "Леса Украины" остановило осуществление этого плана.
Все вышеизложенное, отнюдь не исчерпывающий перечень злоупотреблений Юрия Соймы, разоблаченных в последнее время. В ходе ревизии положения дел в лесхозе выявлена нехватка товарно-материальных ценностей, новые факты незаконной вырубки и продажи древесины, махинации с заработной платой и другие нарушения, которые сейчас расследуются правоохранителями. Кроме того, судебный приговор ждут и другие дела, открытые против Соймы еще во времена, когда тот возглавлял Великобычковский лесхоз. Речь идет о делах о коррупции и подделке документов, открытых ГБР еще в 2021 году, которые сейчас рассматривает Раховский районный суд. Местные жители уже неоднократно жаловались, что во время расследования этих дел Сойма использовал свои связи для устрашения всех возможных свидетелей. Сейчас по фактам давления на свидетелей возбуждено еще одно уголовное производство.
Но даже весь этот букет уголовных дел никак не заставит Юрия Сойма остановиться. Кажется, он до сих пор не лишился уверенности в собственной безнаказанности.
Прямо сейчас Юрий Сойма строит себе новый шикарный дом. Причем делает это не за свой счет. Как сообщают местные жители, строительство этого дома осуществляется за счет Верхневодянского лесхоза, где главным лесничим работает родной племянник Юрия Соймы – Обриский С.В.
Что касается родного сына Юрия Соймы - Юрия Юрьевича Соймы, то он благодаря связям отца назначен директором Хустского филиала ГП "Леса Украины". Сам Юрий Юрьевич пиарится, что, мол, его работа помогла вытащить Хустский лесхоз из затруднительного финансового положения, но не уточняет за какие средства. На самом деле решением начальника Закарпатского областного управления лесоохотничьего хозяйства Виктории Белоусовой другие лесхозы Закарпатья предоставить Хустскому лесхозу материальную помощь на общую сумму около 3 млн грн. Сойма младший уже должен вернуть эти займы, но не делает этого. В то же время долг Хустского лесхоза по выплате зарплаты рабочим приблизился к сумме 3 млн. грн. Куда пошли заемные деньги, и к каким реальным показателям привело хозяйствование Юрия Юрьевича Соймы, еще стоит разобраться компетентным органам.
Понятно, что почти 10 лет распоряжаться государственным лесным хозяйством как частной собственностью Юрий Сойма может исключительно благодаря поддержке и покровительству в Гослесагентстве и районных и областных властях Закарпатья. И даже полномасштабная война с россией никак не повлияла на стиль работы Юрия Соймы.
В конце концов хочется верить, что расследование букета уголовных производств, которые сейчас открыты против бывшего директора крупнейшего в Закарпатье лесхоза, в конечном итоге приведет к тому, что времена произвола "лесной мафии" навсегда останутся в прошлом.