План победы от Зеленского: принесет ли он мир в 2025 году?
С чем именно едет Владимир Зеленский в Соединенные Штаты – в Украине известно только узкому кругу людей. Анонсируя план победы, глава государства очертил его в общем: речь идет об усилении Украины, которое заставит Россию прекратить войну и сесть за стол переговоров, причем Украина будет иметь очень мощные позиции. Временные рамки для реализации плана Зеленского, по его словам, очень ограничены – на саммите мира в ноябре этого года, говорит он, в войне нужно поставить точку, и это станет возможным, если западные партнеры поддержат все пункты плана в период с октября по декабрь. Решение Запада, говорит Зеленский, будет зависеть от решительности позиции США.
Французское издание Ле Монд в недавней публикации относительно возможного содержания плана Зеленского указало, что одним из его пунктов является твердое заявление США о принятии Украины в НАТО – это единственная деталь так называемого плана победы, которую, по крайней мере, в западных медиа называют достоверной. В тексте статьи не указано, речь идет об Украине в границах 1991 или в пределах линии фронта. Помимо того, очевидно, что часть Украины, которая под оккупацией, к НАТО никак не сможет присоединиться.
Если принять секретность плана победы за объективную необходимость, то можно попытаться представить себе, при каких в принципе условиях Россия прекратит войну, сядет за стол переговоров, и о чем именно могут быть эти переговоры – о перемирии или реальном продолжительном мире и на каких условиях, и насколько это будет победой, если общественный консенсус в Украине считает победой возвращения границ 1991 года. Ответы на эти вопросы лежат в пространстве фантазий.
Первая фантазия – Путин внезапно умер или его отстранили от власти. Возможные последствия для России – временный разлад в руководстве этой страны, теоретически вплоть до межкланового противостояния в борьбе за власть, и это ослабит военную мощь россиян. Но так же возможно, что никакого противостояния не будет. Будет ли новая российская власть готова признать, что Путин совершил ужасное преступление, напав на Украину, а затем выведет войска и вернет оккупированное, в том числе Крым? Наиболее реалистичный ответ – нет, ни в коем случае. Потому что при нынешних политических условиях в России властью останутся те же люди, что и при Путине, с теми же взглядами и отношением к Украине. Неизвестно, почему такие персонажи в российской власти решат говорить с Украиной о мире на украинских условиях только потому, что Путина уже нет.
Кроме того, мало кто в Украине обращает внимание на такой фактор: посягательство на территориальную целостность РФ в России является уголовным преступлением, а с точки зрения российской конституции Крым, Донецкая, Луганская, Запорожская, Херсонская области Украины является частью РФ. Российскому политику, который заявит о готовности вернуть оккупированные украинские территории Украине, придется объяснять свою позицию не только населению, но и прокуратуре. И, безусловно, он лишится власти. Можно предположить, что в безпутинской России получится запустить конституционный процесс, отменяющий территориальные "приобретения". Но невозможно предсказать, насколько сложным и продолжительным этот процесс будет. Итак, если в случае исчезновения Путина новая российская власть и сядет за стол переговоров с Украиной, вряд ли возврат оккупированных территорий будет одним из вопросов на этом столе. По крайней мере, оно точно будет не из самых простых, даже при наличии доброй воли оккупированное вернуть.
Вторая фантазия – Украина получает от Запада такое количество вооружений, которое не только упраздняет любые перспективы россиян продолжать войну, но и дает Украине возможность перейти в контрнаступление, выйти на границы 1991 года, держать Москву на прицеле дальнобойных ракет и, возможно, создать буферную зону в российском приграничье. Это было бы реальным усилением переговорных позиций Украины, и, кроме того, принудило бы Кремль к переговорам, оставив ему в качестве альтернативы полный разгром. Но тут опять же для россиян возникает вопрос криминализации темы возвращения оккупированных территорий.
Третья фантазия, которая может быть ближе к реальности: существенное вооруженное усиление украинской армии, которое остановит продвижение российских войск, лишит смысла дальнейшие боевые действия именно для России, а значит, не оставит ей ничего другого, как согласиться на переговоры. Плюс предметом для разговора может являться прекращение боевых действий, установление линии разграничения и, например, откладывание темы возврата оккупированных территорий на следующие переговоры. Такой вариант будет означать никак не ограниченную во времени перспективу встреч, разговоров, конференций в разных форматах, которые вряд ли приведут к положительному для Украины решению. Президент Зеленский в одном из своих интервью западным журналистам в августе сказал, что переговоры о мире можно начать и без возвращения оккупированных территорий. Возможно, его план, который он повезет в США, тоже это допускает. Но кажется сомнительным, что такой план воспримет как план победы украинское общество.
Насколько реалистичен план Зеленского исходя из гипотетических представлений о его содержании?
Во-первых, временные рамки. Можно понять, что Владимир Зеленский хочет уложиться в тот срок, который остался нынешней администрации США и, возможно, закрепить так называемый план победы в виде договоров, которые станут обязательными для преемников Байдена в Белом доме, независимо от того, кто победит на президентских выборах в ноябре. Но до сих пор администрация Байдена ни одного решения относительно Украины не принимала так быстро. И она имеет ограниченный ресурс принимать что-то в обход Конгресса, а это дополнительное время. То есть, желание президента Зеленского, чтобы его план принял Запад и прежде всего США до декабря 2024 года, выглядит оторванным от действительности.
Во-вторых, резкое увеличение поставок оружия. До сих пор не было никаких признаков, что западные партнеры готовы отказаться от своей стратегии дозированных поставок вооружений Украине – ровно настолько, чтобы она могла сдерживать продвижение российской армии, а не нанести ей полное поражение. Что должно быть в плане Зеленского такого, чтобы Западу или хотя бы только США вдруг захотелось резко изменить эту стратегию? Даже закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США в 2022 году, пролежал без дела, пока не истек срок его действия. Для того чтобы он заработал, нужно было только подписать договор между Украиной и США. Почему такое соглашение не было подписано и кто проявил инициативу именно к неподписанию – вопрос очень серьезный и интересный, но уже не сегодня. Просто факт: план непрерывных поставок оружия Украине уже был, но по каким-то причинам не сработал.
В-третьих, четкое заявление США и других западных партнеров о том, что Украина будет в НАТО. Это был бы серьезный фактор. Но Запад именно такого заявления все время категорически избегал. Не имеет принципиального значения, по каким соображениям – Путина ли раздражать не хотел, то ли Украина не по всем параметрам выглядела готовой, то ли из-за войны. Главное, что объективно ничего не изменилось настолько, чтобы Запад захотел сказать: да, Украина будет у НАТО.
Вполне возможно, что все эти оценки неверны. Во время недавнего визита американского госсекретаря Энтони Блинкена в Киев план победы – в том виде, в каком он тогда был – был представлен американской стороне. И уже через несколько дней после этого визита постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что Соединенные Штаты уже ознакомились с планом президента Владимира Зеленского и считают, что "он может сработать". Правда, развивать свой комментарий, насколько сможет сработать план Зеленского и в каких пунктах, госпожа Томас-Гринфилд не стала.