Новые полномочия ТЦК и дембель через 3 года: Какие изменения готовят в законодательстве о мобилизации
Накануне некоторые народные депутаты сообщили, что в Верховной Раде еще с июня работают над крупным законопроектом, который существенно изменит в стране правила мобилизации.
RegioNews выяснял, какие нововведения планируются и что это значит для военнослужащих и военнообязанных.
Когда демобилизация
Вопрос возможной демобилизации мобилизованных является сегодня одним из самых болезненных. Люди, которые пошли воевать в начале полномасштабного вторжения, прослужили уже полтора года и не имеют примерного воображения, когда будут демобилизованы, ведь по действующему законодательству они должны служить до конца войны и отмены военного положения.
Уволиться сегодня из рядов ВСУ возможно только по ограниченному перечню оснований. Для большинства наиболее вероятный вариант – в случае получения тяжелого ранения, которое приведет к признанию мобилизованного непригодным для дальнейшей службы.
На сегодняшний день, согласно статье 26 закона "О воинской обязанности и военной службе", во время действия военного положения освободиться из рядов ВСУ могут военнослужащие, которые признаны военно-врачебными комиссиями непригодными по состоянию здоровья.
Также на увольнение из ВСУ имеют право лица, достигшие 60 лет, или те военные в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда, которым назначено наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы или лишения воинского звания.
Кроме этого, право на увольнение из ВСУ имеют военнослужащие, которых постигли определенные семейные обстоятельства или в случае других уважительных причин. Какие именно это могут быть обстоятельства, законодательство не детализирует, поэтому эта норма в большинстве случаев не работает.
Также уволиться из Вооруженных Сил Украины можно в связи с воспитанием ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет, или в связи с воспитанием ребенка, больного тяжелыми заболеваниями, что подтверждается документом, выданным врачебно-консультативной комиссией учреждения здравоохранения в порядке и по утвержденной форме.
В парламенте всерьез обсуждают возможность включения в новый закон нормы о демобилизации военных, отслуживших определенный срок. Называется срок 18 и 36 месяцев. Впрочем, стоит отметить, что единого мнения у законотворцев по вопросу демобилизации нет. Все понимают, что заменить мобилизованных будет крайне сложно. Очередей возле ТЦК уже давно нет, а в стране регулярно вспыхивают скандалы вокруг коррупции в ТЦК, или вокруг схем по вывозу военнообязанных на границу, или вокруг незаконного задержания людей на улице для мобилизации.
Так что, если дать добро на демобилизацию тем, кто отслужил 18 месяцев, то буквально в ближайшее время ВСУ столкнутся с серьезной проблемой нехватки людей.
Ну а разрешение на демобилизацию отслужившим 36 месяцев, то есть 3 года, выглядит как попытка несколько снизить напряжение вокруг этого вопроса среди мобилизованных и их родственников. За полтора года, который остался служить ушедшим в первые дни войны на фронт, может измениться многое, в том числе и решение о демобилизации можно будет пересмотреть. Ну а между тем у людей будет хоть какая-то перспектива.
В конце концов, сейчас можно констатировать то, что пока какого-то консенсуса в вопросе демобилизации военнослужащих нет, и не факт, что такое решение в принципе появится в новом законопроекте.
Еще одно возможное новшество – разрешение уволиться с ВСУ тем, кто попал в плен и был обменен. Правда, за исключением тех, кто "добровольно сдавался в плен".
Инициаторы введения такой нормы считают, что бывшие военнопленные и так натерпелись, а еще вследствие этого куча заболеваний и очень тяжелое психологическое состояние, а потому должны уйти на заслуженный отдых.
Правда, пока не до конца понятно, что конкретно означает "кроме тех, кто добровольно сдался в плен". Ведь обстоятельства попадания в плен могут быть разными.
Соискатели образования
Изменениями также предусматривается устранить возможность избегания призыва путем получения второго, третьего предвысшего или высшего образования. Ранее RegioNews уже писал о том, что в Верховной Раде вздумали бороться с соискателями второго высшего образования, которые таким образом уклоняются от мобилизации. В парламенте даже отмечали, что многие мужчины получают равный уровень образования, а в большинстве случаев даже ниже ранее полученного образовательного уровня.
То есть, уже имея высшее образование, например, по уровню магистра, мужчины поступали в вузы, чтобы получить второе высшее образование по уровню бакалавра, или даже вообще поступали в ПТУ. Это было поводом к отсрочке от мобилизации на период обучения. Также законодатели подсчитали, что в 2022 году в учебные заведения зачислено на обучение 106 771 поступающих мужского пола призывного возраста, которые начали получать уровень образования, что равнозначно, или ниже полученного уровня предыдущего образования.
Более того, именно в 2023 году количество таких поступающих мужского пола призывного возраста было больше, чем в прошлом году. Таким образом, в Верховной Раде, как говорится, хотят лишить таких мужчин возможности получать отсрочку.
Кроме того, в парламенте размышляют над тем, чтобы право на отсрочку от мобилизации имели педагогические работники учреждений профессионального предвысшего образования. До апреля 2022 г. у этой категории педагогов возможность отсрочки была, но ее убрали при внесении парламентом изменений в статью 23 закона Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации". Сейчас таких педагогов в возрасте до 60 лет, которые преподают в учреждениях профессионального предвысшего образования, насчитывается около 4 тысяч по всей Украине.
Уход за родственниками с инвалидностью
Также в новом законопроекте по мобилизации планируют сузить круг граждан, имеющих право на отсрочку от мобилизации в связи с уходом за родственниками с инвалидностью.
На сегодняшний день, согласно статье 23 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации", отсрочку от мобилизации имеют лица, занятые постоянным уходом за лицом с инвалидностью I группы; лица, занятые постоянным уходом за лицом с инвалидностью II группы или за лицом, по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии заведения здравоохранения требует постоянного ухода, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход.
В Раде предлагают, чтобы отсрочку от мобилизации имели только те лица, которые ухаживают исключительно за членами семьи первой степени родства, у которых вышеперечисленные проблемы со здоровьем. Членами семьи первой степени родства считаются родители военнообязанного, или же родители жены военнообязанного. Также это касается жены такого лица и его детей, или же детей жены, в том числе усыновленные военнообязанным.
То есть, условно говоря, если сейчас военнообязанный имеет отсрочку от мобилизации, ведь занят постоянным уходом за, скажем, своей тетей или соседкой, имеющей инвалидность 1 группы, то в случае принятия нового закона от такой отсрочки он уже избавится. Параллельно с этим в парламенте хотят прописать новый закон так, чтобы сделать невозможным оформление фиктивного ухода, ведь, по мнению парламентариев, многие военнообязанные оформляют именно фиктивные справки, чтобы избежать мобилизации.
Также право на отсрочку имеют мужчины, у которых жена имеет инвалидность 3 группы, а парламентарии предлагают убрать эту норму. Ведь 3 группу инвалидности имеют, например, люди, которые хотя и имеют тяжелое заболевание или порок, впрочем способны обслуживать себя самостоятельно.
Увеличение отпуска
Не менее важны инициативы народных депутатов предоставлять дополнительный отпуск на 90 дней с сохранением денежных выплат для всех военнослужащих, освобожденных из плена. Но это не касается тех, кто решил уволиться с ВСУ. По мнению многих парламентариев, 90 дней дополнительного отпуска просто необходимы для освобожденных из плена военнослужащих, ведь им нужно подлечиться и восстановить свое психологическое состояние, ведь в плену обычно просто бесчеловечные условия.
Напомним, что летом всем военнослужащим была увеличена продолжительность отпуска до 30 дней, но еще 10 дней можно взять по семейным обстоятельствам.
Будут ли мобилизовывать осужденных?
Законопроект, который сейчас готовят в Верховной Раде, призван также внести существенные изменения в законодательство по военному учету в сторону расширения круга лиц, подлежащих такому учету и усилению контроля соблюдения правил учета.
К тем, кто обязан становиться на военный учет, планируют добавить лиц, которые до обретения гражданства Украины и прошли военную службу в других государствах, ряд других категорий населения, которые до этого не были обязаны становиться на учет и, самое главное, военный учет может стать обязательным для мужчин, осужденных за совершение уголовного правонарушения к лишению свободы, ограничению свободы, в том числе с освобождением от отбывания наказания.
Сейчас многие видят в возможности совершить относительно незначительное правонарушение и получить условный срок еще одну лазейку для уклонения от мобилизации. И его планируют прикрыть.
Устройство на работу только с указанием адреса
Народные депутаты также предлагают на законодательном уровне утвердить обязательное предоставление сведений о месте жительства или регистрации военнообязанного при заключении трудового договора. На сегодняшний день такого обязательства нет.
Правда, не до конца понятно, эффект от этой нормы, учитывая, что многие люди фактически не живут по месту официальной регистрации. При этом при устройстве на работу им ничего не мешает указать любой адрес фактического проживания.
Также народные депутаты хотят, чтобы те же работодатели или органы местного самоуправления в случае необходимости осуществляли и обеспечивали оповещения и прибытия военнообязанных в ТЦК.
Также законодательно должны утвердить порядок прибытия военнообязанных и резервистов в ТЦК во время мобилизации. Речь идет о том, что военнообязанные должны будут это делать на основании совместного распоряжения руководителя местной власти, например, областной военной администрации, и руководителя ТЦК. Но опять-таки пока ничего не понятно, как практически планируют реализовать эту норму.
Ну и в завершение следует добавить, что парламентарии хотят законодательно обязать военнообязанных проходить медицинский осмотр и лечение в случае необходимости на основании решения ВВК, иметь при себе военно-учетные документы и предъявлять их по требованию представителей ТЦК.
Как видим, большинство предложенных изменений направлено на увеличение возможностей государства для мобилизации граждан. Однако насколько эти изменения будут эффективны на практике, пока сказать трудно, ведь нет ни окончательной версии будущего законопроекта, ни понимания, какие будут предусмотрены механизмы реализации этих норм.