Полтава без Мамая. Почему "слуги народа" должны окончательно очистить город от "мамаевщины"
Сегодня, как и несколько дней назад, запланированная внеочередная сессия Полтавского горсовета не состоялась из-за отсутствия кворума. Из минимально необходимых 22 депутатов на сессию явились только 19 и секретарю горсовета и и.о. городского головы Андрею Карпову не осталось ничего другого, кроме как зафиксировать этот нелестный для себя факт.
На сегодняшнее заседание пришли депутаты фракций "За Майбутнє" и "ЕС", половина фракции Партии простых людей Сергея Каплина и два депутата, избранных от пророссийской ОПЗЖ. Именно эти политсилы, собственно, и составляли скелет "промамаевского большинства", а сейчас поддерживают Андрея Карпова.
Представители фракций "Слуга народа", "Родной город" и "Свободы", которые находились в оппозиции к мэру, сегодняшнюю сессию проигнорировали, за что были обвинены промамаевской частью депутатов в саботаже и политизации деятельности горсовета и торможении принятия важных для общества решений.
Впрочем, эти обвинения, как сразу выяснилось, по меньшей мере не совсем соответствуют действительности, ведь депутат от "Слуги народа" Юрий Бражник сообщил, что 14 депутатов оппозиции подписали официальное требование к Карпову как можно быстрее созвать внеочередную сессию горсовета, в повестку дня которой должны быть включены три вопроса, на которых настаивает оппозиция. Это - утверждение целевой программы финансирования военных, исключение из исполнительного комитета горсовета 10 промамаевских старост, и обращение к секретарю горсовета Карпова с требованием немедленно уволить "должностных лиц, дискредитировавших себя участием в "схемах Мамая" и коррупционных скандалах". Речь идет о 9 чиновниках, большинство из которых являются директорами полтавских коммунальных предприятий и за каждым из них тянется довольно длинный и заметный шлейф коррупционных скандалов.
Как видим, в свете заявления Бражника особых оснований говорить о попытках оппозиции саботировать, заблокировать или просто затягивать время нет. Камнем преткновения оказался несколько иной вопрос – а именно, очищение городских властей Полтавы от "команды Мамая".
Чтобы выяснить, оправдан ли такой подход полтавской оппозиции, стоит вспомнить, какую систему власти выстроил в Полтаве осужденный мэр Мамай, и что в этой системе изменилось после его отстранения.
Собственно, Александр Мамай является, пожалуй, самой одиозной фигурой полтавского политикума после, конечно, прямого предателя Ильи Кивы. С последним, кстати, Мамай никак не гнушался общаться и сотрудничать даже после начала полномасштабного вторжения. По большому счету, общего между Кивой и Мамаем всегда было очень много, ведь Мамай никогда не скрывал своих пророссийских взглядов. Впрочем, кроме пророссийских взглядов с именем Мамая ассоциируется и большая коррупция в полтавских властях. Дело "домохозяек Мамая", по которому он 2 марта этого года был приговорен к 5 годам лишения свободы с испытательным сроком на 1 год, является далеко не единственным коррупционным делом, где фигурирует Мамай. Только за прошлый год в Полтаве произошло несколько громких коррупционных скандалов, в которых фигурировали как Мамай, так и полтавские чиновники из его окружения.
В качестве примера можно привести расследование деятельности ЧП "Форас-Ленд", с которым связана нынешняя глава Полтавского городского управления земельных ресурсов и земельного кадастра. Только за 2022 год эта компания получила от того же управление подрядов на 5 млн грн. Как утверждает даже сам Андрей Карпов, "Ольга Левченко создала монополию для "Форас-Ленд" не только в сфере бюджетных заказов, но и вообще на рынке".
Еще один яркий пример – громкий скандал вокруг КП "Полтава-Сервис" и его директора Дениса Полищука, обвиняемого в выводе средств от предпринимателей с полтавских рынков мимо городского бюджета.
Не менее громок скандал вокруг КП "Добробут Полтавской общины", который, как пишут СМИ, закупает продукты и генераторы для Пунктов по завышенным ценам и у фирм, связанных с семьей Александра Мамая.
Все выглядит так, что коррупция в Полтаве никак не ограничивается фигурой одного только осужденного Мамая. В должности мэра он выстроил в городе целую систему. И несмотря на то, что Мамай уже не занимает кресла мэра, эта система продолжает функционировать, ведь люди, расставленные Мамаем на ключевые должности в городской власти и коммунальных предприятиях города, остаются там, где и были.
В свою очередь, и.о. городского головы и представитель ЕС Андрей Карпов этой системы либо не видит, что на самом деле было бы странно, либо не слишком стремится от нее избавляться. Если идею увольнения Ольги Левченко он полностью поддерживает, то в отношении остальных фигурантов коррупционных скандалов, увольнение которых требует оппозиция, позиция Карпова куда более толерантна. По его словам, он не хочет "увольнять всех подряд". Мол, нужно все делать пошагово и постепенно. Но такой путь вполне может оказаться просто попыткой заговорить и в том или ином виде сохранить выстроенную Мамаем систему.
Но на самом деле ситуация в Полтаве абсолютно ясна и в любой цивилизованной стране имел бы место только один сценарий дальнейшего развития. Мэр признан судом виновным в коррупции, соответственно, все люди так или иначе причастны к его схемам должны понести, если не уголовную, то по меньшей мере политическую ответственность и уйти с должностей.
В противном случае, "мамаевщина" еще долго будет властвовать в Полтаве, несмотря на отсутствие самого Мамая в кресле мэра. Более того, "мамаевщина" – это основа для возвращения Мамая во власть после того, как его испытательный срок завершится, что для Полтавы будет настоящей катастрофой. И допускать это нельзя.
Таким образом, по закону у Карпова есть 14 дней для того, чтобы отреагировать на требование оппозиции. Сам он, получив обращение, пригласил оппозицию 31 марта на согласительный совет, чтобы обсудить ситуацию и наработать общую позицию. Впрочем, особых вариантов для политических торгов у Карпова на самом деле не осталось. Промамаевского большинства, частью которого был и сам Карпов и фракция ЕС, больше нет и шансов для его реанимации после осуждения Мамая практически нет. Итак – единственный путь возобновить нормальную работу Полтавского горсовета – это полное очищение власти от команды Мамая, что явно в интересах города и его жителей. А все попытки схитрить и попытаться отделаться имитацией перемен приведут лишь к двум последствиям - окончательному коллапсу городской власти в Полтаве, что в условиях войны опасно и безответственно, и к окончательной потери доверия избирателей лично к Карпову и к полтавской "Евросолидарности". Ведь положить конец "мамаевщине" – это требование, прежде всего, полтавчан.