Бизнес-ассоциации определили главные недостатки бронирования военнообязанных по новым правилам
Об этом сообщает RegioNews со ссылкой на соответствующее заявление Совета бизнеса.
Украинский совет бизнеса, в состав которого входит 116 бизнес-ассоциаций всех отраслей экономики, рассмотрел последние изменения в закон и подзаконные акты по процедуре бронирования и отмечают следующее:
- Согласно пункту 63 Порядка проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации, на особый период (утв. постановлением КМУ №560), военнообязанные, обратившиеся в ТЦК с заявлением о предоставлении отсрочки, до принятия решения соответствующей комиссией не направляются для прохождения медицинского осмотра для определения пригодности военной службы. Однако учитывая, что согласно этому же Порядку, лица, подлежащие бронированию, не пишут заявления в соответствующую комиссию о предоставлении отсрочки, и действие на них указанного положения не распространяется. Поэтому пункт 63 Порядка следует дополнить положением, согласно которому военнообязанные, проходящие процедуру бронирования, до окончания такой процедуры не направляются для прохождения медицинского осмотра для определения пригодности к военной службе.
- Согласно пункту 2 Порядка бронирования военнообязанных (утв. постановлением КМУ от 27.01.2023 №76, далее – "Порядок бронирования"), срок бронирования военнообязанных, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, критически важных для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период не может превышать 12 месяцев. При этом указанный порядок бронирования не регламентирует процедуру продления срока бронирования. Такая ситуация приводит к двусмысленной трактовке положений Порядка бронирования и сложных бюрократических процедур, в результате чего предприятия испытывают контрпродуктивные затраты времени. Считаем необходимым дополнить Порядок бронирования военнообязанных механизмом автоматического продления бронирования работников предприятий, учреждений и организаций, которые критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, в случае подачи предприятием соответствующей заявки.
-
Невозможность бронирования ФЛП и ГИГ-специалистов, а также сотрудников представительств иностранных неправительственных организаций, реализующих гуманитарные проекты за счет иностранных и международных партнеров. Эта проблема крайне актуальна, необходимо внести соответствующие изменения в НПА.
-
В новой редакции Порядка бронирования отсутствует действовавшая ранее норма о возможности бронирования 100% руководителей компаний и их заместителей. Считаем необходимым вернуть это положение в порядок бронирования. Необходимо также предусмотреть возможность бронирования военнообязанных, работающих на должностях, обязательных на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями законодательства, но такие предприятия не имеют статуса критических. Например, в акционерных обществах – это должностные лица органов управления и контроля – члены наблюдательных советов (в соответствии с Законом Украины "Об акционерных обществах"). На предприятиях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с лицензионными условиями или условиями авторизации – ответственные или ключевые лица – аудитор и главный бухгалтер и т.п., отсутствие которых в штате предприятия влечет за собой санкции со стороны государственных органов к аннулированию лицензии и квалифицируется как рисковая деятельность.
-
Существующая квота в 50% сдерживает работодателей бронировать работников из-за опасений потери другой половины работающих военнообязанных. Следует отметить, что бронирование 50% персонала не решает проблему обеспечения бесперебойной работы большинства предприятий. В частности, для компаний, имеющих разветвленную систему филиалов, крайне важно бронирование минимального количества персонала для обеспечения критического количества штатного расписания каждого регионального подразделения. Из Порядка бронирования изъята норма, которая предусматривала возможность предоставления обоснования по увеличению количества забронированных работников. Считаем необходимым вернуть такую возможность.
-
Бронирование руководителей предприятий должно быть вне квоты в 50%. Если предприятие было определено как критически важное, то руководителю такой компании необходимо иметь гарантированную отсрочку от призыва и не входить в квоту 50%, поскольку именно руководитель предприятия: несет ответственность за управление предприятием, качественное ведение бизнеса, кадровый состав, принимает стратегические и финансовые решения, имеет доступ ко всем критическим аспектам управления, включая взаимодействие с банками, инвесторами, привлечение кредитов, осуществление платежей и т.п. Мобилизация руководителя критически важного предприятия может побуждать иностранных инвесторов к закрытию бизнеса в Украине, что приведет к потере инвестиций.
-
Порядок бронирования не предусматривает отправки предприятиям решения о бронировании. В Порядке бронирования не указано о процедуре получения решения Министерства экономики о бронировании военнообязанных субъектами, представляющими соответствующие списки. Поэтому пункт 12 Порядка бронирования следует дополнить положением о том, что в целях оформления военнообязанных отсрочки Минэкономики направляет решение о бронировании военнообязанных предприятиям, учреждениям и организациям, которыми представлены списки.
-
ТЦК и СП игнорируют запросы компаний и не вносят данные в Оберег. Отсутствует какая-либо ответственность по невыполнению сроков зачисления военнообязанного на специальный военный учет со стороны ТЦК и СП. Часто они игнорируют запросы компаний и не вносят соответствующую информацию в Единый электронный реестр призывников, военнообязанных и резервистов "Оберег", тем самым делая невозможным процедуру бронирования. Поэтому Министерству обороны следует обеспечить внесение такой информации и ввести надлежащий контроль за внесением сведений о зачислении на специальный военный учет и предоставление отсрочки забронированным военнообязанным.
-
Существует неопределенность с тем, какой ТЦК и СП должны вносить данные о спецучете. Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации возлагает обязанность оформления отсрочки забронированным военнообязанным работодателем именно в ТЦК и СП, на территории ответственности которого они размещаются. Порядок бронирования возлагает обязанность по зачислению военнообязанных на специальный военный учет уже на ТЦК и СП, в котором военнообязанный состоит на военном учете. Таким образом, после оформления работодателем отсрочки забронированному работнику в ТЦК и СП, на территории ответственности которого они размещаются, возникает необходимость повторно обращаться к ТЦК и СП, в котором военнообязанный состоит на военном учете. Предлагаем урегулировать этот вопрос так, чтобы предприниматели не ходили в разные ТЦК, где требуют проставления отметок о постановке на специальный учет на подъемниках о бронировании.
- Порядок е-Бронирования предусматривает, что формирование сообщения автоматически прекращается или его представление блокируется средствами Портала Действие, если указанные в сообщении сведения: не подтверждаются сведениями Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований; предоставлены не в полном объеме; не согласовываются между собой.
"Поэтому следует дополнить указанный пункт условием, по которому с момента внесения уполномоченным лицом Минэкономики или государственного органа средствами Портала. его формирование автоматически продолжается", – говорится в заявлении.
Украинский бизнес призывает представителей Кабинета министров и парламента учесть указанные предложения и безотлагательно внести необходимые изменения в НПА.
Напомним, ранее сообщалось, что в мобильном приложении Резерв+ уже появился статус бронирования от мобилизации. По состоянию на 26 июня он отображается у 340 тысяч украинцев.