К тому же, на днях Министерство обороны внесло изменения в Расписание болезней, которым расширили перечень заболеваний, при наличии которых человек признается полностью пригодным к военной службе.
RеgioNews разбирался, как происходит прохождение военно-врачебных комиссий и с какими диагнозами военнообязанных признают непригодными к службе.
Правки к "спорным" статьям
Широкую огласку в последние дни получил Приказ Минобороны №490 от 18 августа 2023 года, который, кроме прочего, расширяет перечень болезней при наличии которых человек считается полностью пригодным к военной службе. Этот приказ многие сразу начали трактовать как попытку мобилизовать на войну всех, независимо от состояния здоровья. Впрочем, внесенные изменения не особо значительны и влияют не столько на то, можно будет призвать человека или нет, сколько на то, будет ли военнообязанный призван как полностью или ограниченно пригодный.
Изменения касаются 9 статей расписания болезней, по которым в большинстве случаев у ВВК была возможность по своему усмотрению определять пригодный человек или ограниченно пригодный в индивидуальном порядке. Речь идет о таких заболеваниях: клинически излеченный туберкулез, вирусные гепатиты с незначительным нарушением функций, бессимптомное носительство ВИЧ, с иммунной компенсацией, анемии, медленно прогрессирующие и непрогрессирующие с незначительными нарушениями функций и жидкими обострениями, легкие кратковременные болезненные проявления психических расстройств.
Теперь, согласно новому Расписанию болезней ВВК, во время обследования военнообязанных с такими диагнозами будут признавать их исключительно пригодными к военной службе.
Напомним, что по закону государство имеет право мобилизовать как полностью пригодного, так и ограниченно пригодного. Впрочем, мобилизованные ограниченно не должны служить в определенных родах войск и на определенных должностях.
Как проходят ВЛК после получения повестки
Во время военного положения и общей мобилизации всем военнообязанным в возрасте от 18 до 60 лет могут вручить повестку, с которой нужно явиться в Территориальный центр комплектования (бывшие военноматы). После того, как в отношении военнообязанного будут уточнены все данные, его обычно направляют на военно-врачебную комиссию.
Все нюансы прохождения ВВК прописаны в приказе Минобороны "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Украины".
Во-первых, кандидата на вовлечение в силы обороны государства должны осмотреть все базовые медицинские специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, дерматолог, но если будут показания, то могут назначить осмотр у врачей других специальностей.
Главной задачей ВВК является определить, способен ли военнообязанный выполнять боевые задачи и в целом служить в армии. И после прохождения военно-врачебной комиссии может быть четыре варианта вердикта медиков: пригодный к военной службе; временно не пригоден к военной службе; ограниченно пригодный к военной службе; непригоден к военной службе с исключением из военного учета.
Что касается первого пункта, все понятно: военнообязанного признают пригодным и отправляют защищать страну. При этом никаких ограничений по состоянию здоровья нет. Если же ВВК выносит решение, что гражданин непригоден к военной службе с исключением из военного учета, то такой гражданин не может быть мобилизован и вообще исключается из военного учета, что дает ему право выезжать за границу.
Признанные временно непригодными к военной службе не мобилизуются. Но должны снова пройти ВВК через 6 или 12 месяцев. Такое решение ВВК принимает в случае обострения той или иной болезни, которая не является поводом к снятию с военного учета. За выделенное ему время мужчина должен вылечить болезнь, а уже после этого, в случае положительного заключения ВВК, его мобилизуют в ряды ВСУ.
Очень интересно понятие "ограниченно пригоден к военной службе". Здесь говорится, что военнообязанный все же имеет возможность проходить военную службу, но с определенными ограничениями в выполнении тех или иных задач в армии. Например, таких мужчин могут отправить служить к таким частям обеспечения, или при ТЦК.
С какими болезнями не мобилизуют
В целом во время действия военного положения общая логика работы ВВК следующая. Все статьи, посвященные тем или иным болезням (в общей сложности их 86), имеют "подстатьи". В большинстве случаев их три – "а", "б" и "в". Статьи, обозначенные буквой "а" обычно предполагают тяжелое прогрессирующее течение болезни, значительные последствия и функциональные ограничения организма, к которым болезнь привела. Таких больных должны признавать "непригодными для военной службы с исключением из военного учета". Статьи с буквой "б" и "в" определяют умеренные или слабые нарушения и течение болезни. И такие люди признаются ограниченно пригодными.
Впрочем, есть определенные статьи, по которым у ВВК была возможность в индивидуальном порядке определять пригодность или ограниченную пригодность, или ограниченную пригодность или непригодность. Но приказ Минобороны в большинстве случаев в военное время обязывает ВВК в таких "спорных" случаях выносить решение о пригодности.
Однако это не означает, что человеческий фактор при определении пригодности как таковой отсутствует или отсутствуют возможности злоупотреблений со стороны ВЛК. Абсолютных критериев определения значительных или умеренных последствий не существует, поэтому ВЛК, к примеру, вполне может за деньги "усугубить" состояние военнообязанного, или "облегчить", если надо выполнять "план по мобилизации".
Наконец, анализ расписания болезней показывает, что для признания непригодным к мобилизации в военное время нужно иметь очень серьезное заболевание и крайне слабое здоровье. Большинство хронических болезней, с которыми в мирное время признают непригодным к службе, в военное время только основание быть ограничено пригодным.
Да, признают непригодным тех, у кого был инфаркт головного мозга или инсульт, повлекшие значительные нарушения функций. А вот инсульт с умеренным нарушением функций – это ограниченная пригодность. Также мобилизовать не могут мужчин, имеющих тяжелые формы атеросклерозов, тромбозов и варикозов, значительно нарушающих кровообращение. Умеренное нарушение кровообращения, опять же, делает человека ограниченно пригодным.
Тяжелые инфекционные болезни тоже дают повод к исключению из военного учета. Речь идет о тяжелых формах вирусных гепатитов, а также о ВИЧ, сопровождающихся разнообразными паразитарными болезнями и злокачественными опухолями. Кроме этого, сюда относят активно прогрессирующий туберкулез.
Не берут в армию и с тяжелыми болезнями нервной системы. Это касается прежде всего людей с эпилепсией при наличии частых эпилептических приступов или выраженных психических расстройств. Сюда же относятся прогрессирующие со значительными нарушениями функций системные атрофии, церебральный паралич, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, все виды дистоний, но кроме вегетососудистой.
Как ни странно, но не все новообразования в организме военнообязанного дают ему право быть исключенным из военного учета. Это касается только тех, у кого обнаружены первичные или вторичные новообразования при наличии отдаленных метастазов и невозможности радикального хирургического лечения.
Более того, даже ампутация одной конечности не является основанием для признания военнообязанного непригодным. Так, статья 63-б предусматривает, что люди с одной ампутированной рукой или одной ногой ниже уровня верхней трети голени ограниченно пригодны в военное время. Гарантированная непригодность – ампутация двух конечностей. Впрочем, на практике фактов мобилизации людей без руки или ноги пока не было.
Будут ли повторно проверять тех, кто уже снят с военного учета
Сейчас идет много разговоров о том, что едва ли не все вердикты ВВК, касающиеся непригодности к службе, будут тщательно проверены. Мол, есть большая вероятность, что во ВВК выдавали так называемый "белый билет" за взятки. И на такие мнения также наталкивают те факты, что правоохранители чуть ли не еженедельно выдают все новые и новые порции сведений о том, что областные начальники ТЦК за период полномасштабной войны нажили себе кучу недвижимости и различных автомобилей премиум-класса.
Впрочем, пока неизвестно, как может происходить вся эта проверка выводов ВВК относительно непригодных к службе граждан. И будет ли вообще это происходить. Во-первых, нет четкого юридического механизма повторной проверки признанных непригодными. К тому же следует понимать, что очень много мужчин, которые, допустим, за взятку решили вопрос "откоса" от мобилизации, говорили, что это стоило 3-7 тысяч долларов, они уже давно выехали за границу. Конечно, возвращаться на повторную военно-врачебную комиссию никто из них не будет собираться. И отсюда следует следующий миф, который порождают представители власти – экстрадиция мужчин-уклоняющихся от мобилизации.
Все началось с того, что глава фракции "Слуга народа" в Верховной Раде Давид Арахамия заявил, что всех мужчин, уехавших за границу с помощью поддельных справок о непригодности к военной службе, могут экстрадировать обратно в Украину.
Впрочем, экстрадировать кого-либо из-за границы, а тем более уклонистов очень сложно. Как отмечает министр юстиции Денис Малюска, иностранные государства обычно отказывают в экстрадиции украинцев домой, ведь зарубежные правоохранительные органы сразу принимают во внимание безопасность в Украине.
К тому же, представитель президента в Верховной Раде и член комитета парламента по национальной безопасности и обороне Федор Вениславский вообще заявил, что нет юридических процедур для массовой экстрадиции украинских уклонистов.
По его словам, уголовная ответственность касается персонально отдельного гражданина и если, например, будет доказано, что лицо скрывается от досудебного следствия или суда за границей, то только после этого готовятся документы иностранному государству с просьбой экстрадировать того или иного гражданина Украины. Однако сам Вениславский признал, что украинец, которого наше государство захочет экстрадировать, может подать в суд европейских стран и не факт, что этот суд поддержит позицию государства Украины.
Одним словом, сейчас вернуть уклонистов на Родину крайне сложно и украинским правоохранительным органам нужно без преувеличения задействовать титанические усилия, чтобы экстрадировать даже одного уклониста. А если представить, что таких мужчин наберется несколько десятков тысяч, то правоохранители вынуждены будут заниматься исключительно вопросами экстрадиции.