Давайте попробуем посмотреть, какие интересы Китая в этой войне?
1. Китай не хочет ни поражения, ни победы России. Ему нужна слабая Россия с центром, ориентированным на Китай. А результат этой войны, когда оба считают себя победителями – идеален для Китая. Главная красная линия – Одесса, которая должна быть украинская. Ибо усиление России на Черном море в относительно короткой перспективе изменит баланс сил в черноморском бассейне. А это противоречит интересам Китая.
2. Нам нужно сразу опровергнуть миф о Китае, который едва не захватил Дальний Восток. Это ложь и сейчас планов переселять миллионы китайцев в Сибирь нет. На этом этапе Китай делает ставку на выкачивание ресурсов, чему будет способствовать слабый центр и переориентация, как минимум, части крупного бизнеса в Китай. Это главная стратегия КНР в последующие годы. Ни о каком увлечении зауралья речь вообще не идет.
3. Россия в силу технологической деградации и глубокого демографического кризиса имеет всего два пути развития: либо попытка технологической диверсификации с Западом (условие – прекращение войны и хотя бы видимость игры по правилам США), либо сползание в абсолютный технологический вассалитет от КНР с соответствующими политическими последствиями. Путин пока считает, что у него достаточно времени, чтобы выиграть войну и затем попытаться диверсифицироваться.
4. Заинтересован ли Китай в окончании войны сейчас (в течение полугода)? Ответ на этот вопрос нелинейный, как многие считают. Война в Украине является частью более сложной игры, где российские ресурсы и технологический вассалитет лишь весомая, но часть. Какие еще части этой игры?
Это не исчерпывающий, но важный перечень вопросов, влияющих на окончание нашей войны.
5. Все это, как минимум сейчас – не раздел мира, как многие себе считают. Это выработка сложных правил игры в мире, где два гегемона не собираются воевать (как минимум в наземных операциях) за своих союзников. И это мир в котором сегодня ни США, ни Китай не предлагают стройных ценностных концепций.
В целом, мы входим в переходный период, где, к сожалению, ценности не будут играть значимой роли, а ситуативные союзы будут весомее долгосрочных договоренностей.
Из плюсов – Китай и США обречены договориться. Тема Украины станет частью договоренностей по Европе.
Повторю только то, что многие месяцы пытаюсь донести: без нормализации отношений с КНР игру будем играть не мы, а во многом за нас.