В домодерном обществе справедливость – другому не должно быть лучше меня.
В современном обществе справедливость – это общественное благо. Справедливо то, что лучше для страны. (В постмодерном – лучше для человека, значит лучше для страны. Но туда нам еще нужно добраться).
Совковая справедливость: недопустимо богатство, высший IQ, более высокая зарплата, лучшая карьера, бронь от мобилизации.
Модерная справедливость: ограниченный и почти не восстанавливаемый человеческий капитал должен быть использован самым эффективным для страны способом.
У тебя есть возможность учиться, строить карьеру, переезжать в другую область – значит можешь иметь и более высокую зарплату, и бронь, и квартиру.
Теперь посмотрим ситуацию с точки зрения современного государства.
Общественным интересом – следовательно задачей государства – обороноспособность и экономическая устойчивость.
Предположим, силам обороны требуется 1 млн мужчин и 300,000 дополнительно ежегодно с учетом риска долгой войны, необходимостью проводить ротацию на фронте (где задействовано, скажем, 300,000 защитников). Скажем, на пять лет.
Следовательно, нужно, чтобы из 6 млн мужчин мобилизационного потенциала 2,5 млн прошли через мобилизацию в разные годы.
Вопрос – как определить тех, кто подлежит мобилизации, а кто – нет.
Домодерный подход: проигравший жребий; тот, кто слабее и не имеет родственников или знакомых "где нужно"; тот, кто не сумел скрыться; тот, кого поймали.
Модерный подход:
1. Добровольцы. Создать такие условия – оплаты, технологизации войск и эффективности управления, чтобы добровольцев было достаточно. Для этого есть эффективно работающая экономика, предприниматели в которой способны платить больше налогов и инвестировать в ОПК. (Конечно, можно сделать как РФ: всем плохо, так что люди пойдут в армию за хоть какими-то деньгами – но тогда это точно не о современной демократической стране).
2. Те, кто не забронирован по принципу критичности.
Кто, собственно, в таком случае может быть забронирован?
Как определить критичность?
Обозначить критические для экономики отрасли, объективно (без дискреции) определить критические предприятия, для всех предприятий дать возможность предпринимателю самому определить, кто является критическим для выживания и развития бизнеса.
Почему важно дать возможность предприятиям бронировать критический для себя персонал и почему недостаточно бронирования критических предприятий?
Давайте анализировать.
Не может работать только одна часть экономики. Казалось бы, есть критическое предприятие – производитель хлеба. И на этом предприятии должно быть забронировано не менее 50% работников-мужчин. Но для производства хлеба нужно, чтобы работали логистика, финансы, обслуживание оборудования, снабжение сырьем, производство упаковки и т.д. Следовательно, ситуация, которую мы имеем на текущий момент, когда 80% предприятий не имеют ни одного забронированного – крайне рискованная для экономики в целом и в частности для функционирования критических отраслей.
Теперь о способе бронирования.
Кажется, очевидный подход – государство определяет критические предприятия (модель 1), а сам бизнес определяет критический для него персонал (модель 2). Совокупно эти модели дают при логическом и не коррупционном подходе (а коррупцию мы убираем путем отказа от дискреции) около 1,5 млн забронированных (соответственно, 1 млн на критических предприятиях и 0,5 млн как критический персонал).
Но если вернуться к идее с увеличением рекрутинга, то можно объединить идеи: пусть предприниматель не просто обозначает критический персонал, но и за счет увеличения уплаты налогов за забронированных способствует увеличению военного бюджета страны. То есть как вариант устанавливает для критического персонала зарплату на уровне 36 000 грн (мы настаивали на 30 000 грн, но пока в законопроектах и других документах проходит выше значение). При этом в стране будет детенизировано несколько сотен тысяч зарплат и поступления в бюджет увеличатся в 2025 году на 250 млрд грн.
Теперь рассмотрим вопрос справедливости, когда один работник получает зарплату 36 000 грн и может быть забронирован, а другой получает 18 000 грн и не может быть забронирован.
Справедливо ли это?
Для домодерновенного общества – нет.
Для современного общества прямой указатель человеку – если хочешь быть забронирован, то становись критическим персоналом. Учись, меняй место работы на то, где тебя будут ценить, смени профессию (если любишь свою профессию – выбери другой вариант), переезжай в другую местность где есть дефицит таких специалистов. Социология свидетельствует, что сейчас слишком много украинцев работают на нелюбимой работе, жалуются на то, что их не ценят. Возможно, это тот момент, когда это нужно изменить.
Поскольку возможность стать критическим специалистом есть и ничем не ограничена – такая модель справедлива.
Но даже больше. Это справедливо с точки зрения определения – как общественное благо.
Так, государству для сохранения обороноспособности и экономической устойчивости выгоднее мобилизовать из частного сектора человека с зарплатой 18 000 грн, чем с зарплатой 36 000. Даже если не учитывать инвестиции в подготовку специалиста.
При зарплате 18 000 суммарно (ЕСВ, НДФЛ, ВЗ, НДС при потреблении) государство получит около 10 300 грн. При зарплате 36 000 грн – 19 600.
Так что 100 человек с меньшей зарплатой удерживают столько же военных, сколько 53 человека с большей зарплатой.
Мобилизовав 100 человек с меньшей зарплатой, государство теряет доход, необходимый для удержания 20 военных (оценочно). А мобилизовав 100 человек с более высокой зарплатой – теряет доход, необходимый для удержания 38 военных.
Следовательно, мобилизуя людей с более высокой зарплатой государство теряет вдвое быстрее собственную возможность удерживать войско.
В масштабах страны на основе нашего моделирования это означает следующее:
При мобилизации без учета уровня зарплат государство теряет 210+ млрд грн ежегодно (рассчитано по кластерам зарплат в сценариях без бронирования и с бронированием). При мобилизации с учетом бронирования специалистов при уровне зарплат 36 000 грн – государство дополнительно получает 250 млрд грн.
Итак, цена "совка" – 460 млрд грн за один год.
Как вывод.
Война не закончится примирением. Нам придется думать об израильском варианте, о (временной) демобилизации. Нам придется искать способ больше полагаться на самих себя. Нам придется учиться взрослому диалогу и поиску объективно лучших решений.