По словам главнокомандующего ВС Украины Александра Сырского, с начала наступления в Курской области украинскими войсками взяты под контроль 1150 квадратных километров российской территории, на которой расположены 85 населенных пунктов. Максимальная глубина продвижения – 35 км. На подконтрольных территориях создана военная комендатура. Город Суджа, через который идут поставки российского газа в Европу, также под контролем украинских военных.
Срок действия договора Украины с Россией о транзите газа в Европу истекает в последний день текущего года, и Украина уже заявила, что не планирует его продлевать. Но неожиданный заход ЗСУ на территорию России и продолжающееся продвижение украинских войск вполне может привести к тому, что поставки российского газа европейским клиентам прекратятся гораздо раньше.
При этом, остановка поставок газа может произойти не обязательно по инициативе украинской стороны, которая, судя по многим сообщениям, установила свой контроль над газоизмерительной станцией в Судже. Это вполне может устроить и Россия, чтобы представить украинскую власть миру как сборище безответственных и непредсказуемых персонажей. В конце-концов, сами по себе военные действия несут угрозу разрушения технических средств, обеспечивающих прокачку газа – административные здания газораспределительной станции в Судже уже пострадали.
В 2022 году прекратила работу транзитная станция в Сохрановке Ростовской области РФ – из-за начала широкомасштабного наступления России и по российской же инициативе. Станция в Судже – на сегодня единственная, через которую российский газ поступает в Европу.
До февраля 2022 года наиболее зависимыми от украинского транзита были Австрия, Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия, Италия, Молдова. После российского вторжения большинство стран Евросоюза существенно сократили потребление природного газа из России. Хорватия, Словения и Молдова полностью перешли на поставки из других источников – в Молдове только так называемая Приднестровская республика остается клиентом Газпрома и украинской газортранспортной системы. Потребности в газе остальной части страны покрываются за счет поставок из Европы. Венгрия получает российский газ через Турцию. Словения и Италия покупают газ в Алжире.
По-прежнему зависимыми от украинского транзита остаются Австрия и – в наибольшей мере – Словакия, через которую идет та самая ветка трубопровода, которая начинается в Судже. Австрия вполне может полностью перестроиться на газ европейского происхождения и уже в процессе такого перехода. А Словакия заявила, что потребует от Европейского консорциума поставщиков газа взять под контроль пункт перекачки на российско-украинской границе, если дальнейший транзит газа в Европу окажется под угрозой. Пока не ясно, захотят ли учасники Европейского консорциума поддержать Словакию и в чем может быть практический смысл такой поддержки для них и для ЕС. Но именно российский газ является важнейшим фактором, определяющим пророссийскую позицию словацкого премьер-министра Роберта Фицо.
Альтернативой украинскому транзиту газа – в случае его полной остановки – может стать импорт газа из Азербайджана. Италия уже часть своих газовых потребностей покрывает за счет такого импорта. Но в масштабах Европы речь бы шла об объемах около 20 млрд кубометров в год, а технических средств для таких поставок у Азербайджана сейчас просто нет, в лучшем случае на эти показатели можно будет выйти в 2027 году.
В настоящее время транзит российского газа через Украину продолжается в том же режиме, что и до начала военных действий в Курской области. Российский Газпром в первые дни после начала Курской операции ВСУ заявил, что не планирует останавливать поставки. А украинский оператор ГТС подтвердил, что газ в Европу идет. Незначительное падение объемов перекачки газа наблюдалось в первый день украинского наступления. Сейчас показатели обновились до прежних 42 млн кубометров в сутки. России такие объемы поставок приносят около 5 млрд долларов в год.