Что говорят официальные лица
Еще в конце марта министр энергетики Герман Галущенко заявлял, что регулярные обстрелы россиянами украинской энергоструктуры значительно ухудшают ее состояние. Впрочем, тогда министр утверждал, что никаких решений по повышению тарифов на электроэнергию для населения не было.
Вместе с тем, в конце апреля Кабинет министров продлил действующий тариф на электроэнергию для бытовых потребителей в размере 2,64 грн/кВт-ч еще на один месяц, а именно – до 31 мая 2024 года. Данный тариф действует с 1 июня 2023 года.
В то же время, даже министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба недавно в интервью иностранным СМИ заявил, что половина украинской энергетической системы повреждена.
Заговорили о повышении тарифа на электроэнергию и в Государственной инспекции энергетического надзора Украины. В ведомстве подчеркнули, что, по предварительным расчетам, за последние полтора месяца ущерб из-за повреждений энергоструктуры страны превысил 1 млрд долларов США. Мол, перекрыть их только за счет действующего сегодня тарифа на электроэнергию и имеющейся на сегодня международной помощи невозможно.
"Нам нужно срочно найти финансовый ресурс для восстановления энергетики. Поэтому сейчас нужна большая концентрация усилий… Вероятно, придется все же рассмотреть возможность привлечения внутренних резервов – пересмотреть тариф на электроэнергию. Недавно НБУ прогнозировал постепенное повышение тарифа в течение следующих лет. Поскольку нужен действительно большой финансовый ресурс для восстановления объектов электроэнергетики, первый этап такого повышения, возможно, целесообразно сделать уже в текущем году", – заявил глава Госинспекции энергетического надзора Руслан Демченко.
Добавим, что в Нацбанке сделали прогноз, согласно которому закладывается достаточно быстрый и существенный рост цен на электроэнергию.
Почему оккупанты бьют по теплоэлектростанциям
В Украине большую часть электроэнергии производят атомные электростанции. Это так называемая базовая генерация. Впрочем, очень большую роль в энергетической системе играют теплоэлектростанции и гидроэлектростанции. Именно они являются, так сказать, маневровыми во время пиковых нагрузок в энергосистеме – утром и вечером, когда, например, население использует гораздо больше электричества, чем днем. И вот именно в эти пиковые часы ТЭС работают по полной, чтобы обеспечить нужное количество электричества, а днем эти станции функционируют в другом режиме. Похожая ситуация и с гидроэлектростанциями. В свою очередь, атомные электростанции не могут обеспечить такой гибкости в работе, чтобы в течение суток значительно увеличивать или уменьшать производство электроэнергии.
"Уничтожено около 80% тепловой генерации – это высокоманевровые мощности, которые позволяли осуществлять балансировку нагрузки в энергосистеме в течение суток. Также существенно повреждены объекты гидрогенерации. В целом враг поразил более 7 ГВт генерирующих мощностей, на восстановление которых требуется достаточно длительное время", – говорит глава Госинспекции энергетического надзора Руслан Демченко.
Таким образом, враг, уничтожая ТЭС и гидроэлектростанции, наносит катастрофический удар по энергетике страны. Поэтому и происходят отключения света в некоторых регионах страны. Впрочем, глава Госинспекции энергетического надзора уверяет, что о тотальном блекауте речь не идет, но отключения, к сожалению, возможны.
"Все зависит от того, насколько удастся восстановить поврежденные энергообъекты до начала отопительного периода", – отметил он.
Каким может быть новый тариф на электроэнергию
В комментарии RegioNews эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев отметил, что ожидал повышения тарифа на электроэнергию для населения еще по окончанию отопительного сезона.
"Нужно также учитывать те повреждения энергоструктуры Украины, которые были осуществлены. Возможно, в правительстве думают, что повышение тарифа будет не столь большим, чтобы аккумулировать средства на проведение глобальных ремонтов энергообъектов. В прошлом году тариф повысили до уровня ниже себестоимости, но это все же позволило собрать некоторые средства, чтобы починить определенное количество энергообъектов. Это определенная составляющая, позволившая пройти зиму без отключения света для населения", – отмечает Рябцев.
Относительно повышения тарифов в этом году эксперт говорит, что не может прогнозировать, когда это произойдет. Мол, это решение правительства, и оно не зависит от экономических оснований, а носит больше политический характер, ведь по предположениям специалиста мало кто хочет брать на себя ответственность за повышение тарифов.
"Действующий тариф на электроэнергию для населения можно повысить хотя бы до уровня себестоимости генерации, а это около 4 гривен за 1 кВт. Но это нижний порог, чтобы хотя бы покрыть затраты на производство электроэнергии. Если учитывать инвестиционную составляющую и прибыль хотя бы на минимальном уровне для компаний, производящих электроэнергию, можно выйти и на 6 гривен за 1 кВт", – подчеркивает Геннадий Рябцев.
С другой стороны, он не исключает, что все разговоры о 6 гривен за 1 кВт, которые все больше встречаются в медийном пространстве, призваны просто повысить планку в восприятии граждан новой реальности. Мол, потом утвердят тариф на уровне тех же 4 гривен и все будут довольны, что хотя бы не 6 гривен.