Атака на аэродром
Результатом удара стало уничтожение четырех пусковых ЗРС С-400; не менее трех РЛС, а именно 92Н2Е, 91Н6Е и уникального комплекса Фундамент-М.
После удара по аэродрому в районе Джанкоя российские пропагандистские площадки тут же стали сообщать о том, что Украина осуществила удар баллистическими ракетами ATACMS, но все они были сбиты. Затем стали появляться сообщения о том, что не все… А некоторое время спустя российских ура-патриотов и вовсе накрыли панические настроения – в связи с реальными результатами удара.
Впоследствии было опубликовано видео, на котором был запечатлен пуск шести ракет MGM-140B Block 1A, которое относили именно к удару по Джанкою. Исходя из этого потенциал удара составлял именно шесть баллистических ракет. В свою очередь на опубликованных позже спутниковых снимках на аэродроме в Джанкое было отчетливо зафиксировано шесть разнесённых по дистанции участков возгорания. То есть, все 6 ракет долетело до места назначения.
Эффективность данного удара оказалась максимальной, но возникает вопрос: а сколько же может в целом понадобиться ракет данного типа для вывода из строя российской ПВО в Крыму?
Что из себя представляет ПВО в Крыму
Российская противовоздушная оборона во временно оккупированном Крыму представлена следующими подразделениями.
18-й зенитно-ракетный полк. Тут отдельно следует напомнить, что 18-й ЗРП (В/Ч 85388) - это предатели феодосийского полка, перешедшие на сторону оккупантов в 2014 году. В настоящее время данный полк размещен тремя дивизионами на мысе Тарханкут, в Джанкое и в Феодосии. С недавних пор их дивизион в Джанкое не боеспособен от слова совсем.
12-й зенитно-ракетный полк. А это уже евпаторийские предатели, перешедшие на сторону РОВ в 2014 году. Они представлены дивизионами в районе Евпатории и Севастополя.
3-й радиотехнический полк. Радиотехнические средства 3-го РТП размещаются на мысе Тарханкут.
Таким образом российская ПВО представлена двумя полками со стоящими на вооружении комплексами большого радиуса действия ЗРС С-400, которые нас и интересуют как основное средства перехвата разного рода интересных воздушных объектов дозвукового и сверхзвукового типа.
Как нейтрализовать ПВО
Мы с вами были свидетелями, насколько эффективно в Джанкое был уничтожен дивизион шестью ракетами ATACMS. Фактически благодаря данному "инциденту" север временно оккупированного полуострова Крым оказывается не прикрыт от проникновения и пролета неких средне и крупногабаритных объектов.
В случае же уничтожения дивизиона в Феодосии не прикрытым оказывается в целом маршрут с севера на юго-восток Крыма или очень интересное направление с учетом неких незаконных логистических построек. С другой стороны, отчасти, данная незаконная постройка, типа – мост, находится под прикрытием 1537-го ЗРП (Новороссийск). Но речь даже не о них.
В целом удар шести ракет MGM-140B Block 1A по аэродрому возле Джанкоя вывел из боеспособного состояния весь дивизион 18-го ЗРП. То есть это минимальный показатель эффективного задействования данной компоненты, и его следует рассматривать как базисный. Иными словами, для выведения из строя прочих дивизионов необходим ударный потенциал от шести ракет и более.
Думаю, не нужно быть гением, чтобы рассчитать, что в целом для выведения из боеспособного состояния компоненты ПВО большого радиуса действия типа ЗРС С-400 в Крыму необходим ресурс из не менее 24 ракет MGM-140B Block 1A.
Но опять-таки, это если целью является полная нейтрализация ЗРС С-400 в Крыму.
Выводы
Удары по аэродромам Бердянска и Луганска в 2023 году, а также по джанкойскому в 2024-м показали, что на первый взгляд не новая баллистическая ракета MGM-140B Block 1A является недостижимым объектом для российских условно современных средств ПВО.
Низкий показатель перехвата этих ракет делает их серьезной угрозой для ЗРС С-400 и последствием может стать полное "выключение" Крыма из составляющей ПВО большого радиуса действия.
Свою эффективность MGM-140B Block 1A против ЗРС С-400 показали. Дело осталось, казалось бы, за малым – получить от США достаточное количество данной компоненты, чтобы завершить начатое и раскрыть воздушное пространство Крыма для уже следующей фазы оперирования.