С приближением потенциального избирательного года тема волеизъявления все чаще возникает в украинском околополитическом информационном пространстве. Украинские политики высказываются по этому поводу достаточно осторожно, больше склоняясь к тому, что проводить выборы во время войны скорее нецелесообразно, чем целесообразно. Так, в конце августа в одном из интервью президент Украины Владимир Зеленский ограничился мнением, что в условиях войны обеспечить право каждого на волеизъявление будет нелегко, в том числе будет непросто и найти средства на их проведение. Мол, выборы "в кредит" он не хочет, а отрывать средства от армии ради проведения выборов "не будет". В то же время категорически о невозможности выборов ни президент, ни другие политики высшего эшелона не говорят.
Наши западные союзники, чье мнение в этом вопросе для украинской власти очень важно, со своей стороны также высказываются довольно сдержанно, прежде всего, отмечая, что окончательное решение должна принимать именно Украина. И хотя к проведению выборов напрямую лидеры ЕС, Британии или США не призывают, но определенные намеки на желательность соблюдения демократических принципов в их публичных выражениях вполне можно уловить. При этом отдельные западные политики не первого эшелона, как например сенатор США от Республиканской партии Линдси Грэм, посетивший Киев в конце августа, прямо говорят, что, несмотря на войну, выборы такие должны состояться.
Кроме того, время от времени в украинских СМИ появляются инсайды, что мол кулуарно Запад склоняет украинские власти все же провести выборы в следующем году.
Следовательно, вопросы возможного проведения выборов остаются в повестке дня. Аргумент в пользу их проведения достаточно очевиден – несмотря на все трудности, Украина зафиксирует свою приверженность демократическим принципам, но не будет никаких сомнений в легитимности украинской власти. Впрочем, организация выборов во время войны несет ощутимые риски от юридических затруднений к безопасности.
Юридический аспект
Еще в прошлом году все политики в один голос заявляли, что выборы во время военного положения под полным запретом, но летом 2023 председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук подчеркнул, что такого запрета в Конституции нет, дав понять, что их проведение возможно при внесении изменений в закон "О правовом режиме военного положения".
Пункт 3 статьи 11 этого документа говорит, что в случае истечения срока полномочий президента Украины во время действия военного положения его полномочия продолжаются до вступления в должность новоизбранного президента Украины, избранного после отмены военного положения. Такая же норма действует и в отношении полномочий Верховной Рады, о чем говорится в пункте 2 статьи 12 этого же закона.
То есть внесение изменений в закон о военном положении разблокирует возможность проведения выборов.
В комментарии RegioNews председатель правления Центра политических исследований Пента Владимир Фесенко отметил, что действующей власти при наличии желания провести выборы в Верховную Раду проблем с внесением изменений в закон быть не должно.
"Нужно внести изменения в Закон "О правовом режиме военного положения" и снять запрет на проведение выборов во время военного положения. Это очень легко, была бы политическая воля", - заявил политолог. Но в том, что касается Конституции, все не столь однозначно.
В статье 83 Основного закона указано, что в случае истечения срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения.
То есть, если учитывать, что полномочия действующего парламента истекают в следующем году, а военное положение до тех пор не отменят, для чего пока нет никаких оснований, то фактически полномочия Верховной Рады автоматически должны быть продлены, пока не изберут новый состав парламента после окончания действия военного положения.
Но, как отмечает Владимир Фесенко, эта норма Конституции прямого запрета на проведение выборов не содержит, что означает, что все зависит от того, как Конституционный суд – единственный орган власти Украины, имеющий полномочия толковать текст Конституции, истолкует эту норму.
"Что касается выборов в Верховную Раду во время военного положения, то это действительно урегулировано Конституцией. А вот относительно местных выборов и выборов президента, то в Конституции ничего об этом не говорится. На самом деле Конституционный суд должен дать толкование всему этому. Только он имеет на это полномочия", - в частности разъяснил Владимир Фесенко.
Таким образом, учитывая, что во время действия военного положения вносить изменения в Конституцию запрещено, единственная юридическая возможность власти провести легитимные парламентские выборы – это обратиться в Конституционный суд и, если он, истолкует указанную статью, как не запрещающую проведение выборов, то препятствий и на пути выборов в Верховную Раду больше не будет.
В целом такой сценарий реальный, хотя и требует достаточно сложных юридических действий.
По мнению политолога Алексея Голобуцкого, вероятность таких действий власти отнюдь не нулевая.
"Если учитывать военное положение и разговоры, что война может длиться годами, то получается, что все это время не проводить выборы?" — задал риторический вопрос он в комментарии RegioNews.
На Украину могут давить западные партнеры
Голобуцкий считает, что выборы важны не столько для украинцев, сколько для зарубежных партнеров. Мол, 50-60% сопротивления Украины в войне с Россией происходит именно благодаря западным партнерам.
"У них проходят выборы, меняются политические элиты. В следующем году во многих странах будут выборы и у лидеров этих стран может возникнуть вопрос легитимности украинской власти: Верховной Рады и президента. Учитывая это, выборы в Украине возможно и нужны, именно для легитимности власти. Нужно просто анализировать, какие плюсы будут от того, что мы проведем выборы и какие минусы от того, что не проведем. Если говорить откровенно, то если не проводить выборы, то весь западный мир нас может за это упрекать", — заявил политолог. .
Не исключает давления со стороны западных партнеров и Владимир Фесенко.
"Это давление может быть, в частности, в контексте предстоящих переговоров по поводу войны в Украине. Но главная проблема — общественное неприятие темы выборов во время войны. Эти настроения есть", — отметил эксперт.
Как технически проводить выборы во время войны
В том, если выборы во время войны и проводить, возникает очень много технических вопросов относительно того, как в нынешних условиях обеспечить волеизъявление.
В комментарии RegioNews политолог, директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко заявил, что нужно прежде всего подумать о миллионах украинцев, уехавших за пределы Украины после начала полномасштабной войны.
"Все эти граждане находятся за границей и на самом деле нет возможности посчитать все их голоса на выборах. Традиционно избиратели, которые были за границей, ходили голосовать в консульства и посольства. Но несколько миллионов человек не могут пойти в консульство или посольство. То есть выборы с учетом этого приведут к деформации результатов на основе того, что избиратели за границей будут считать, что с ними не считаются", - отметил он.
Было много разговоров и о том, что украинские граждане за границей могут, например, голосовать по почте или с помощью "Дії".
Впрочем, Владимир Фесенко скептически относится к последнему варианту, а вот по голосованию по почте он приводит пример США, где это практикуется. С другой стороны, он видит проблему в таком варианте, учитывая, что в Украине система почтового голосования вообще не применялась.
Виктор Небоженко по организации выборов в "Дії" или по почте также видит потенциальные проблемы.
"Голосование таким образом могло бы иметь место в мирное время и в хорошо организованных государствах. У нас этих условий сейчас нет", - отметил он.
Также не следует забывать о вопросах безопасности на выборах, ведь это будет очень сложно организовать, учитывая, что каждый избирательный участок — это потенциально большое скопление людей.
"Есть еще такие банальные вопросы: как действовать избирательной комиссии, если объявлена воздушная тревога? Кто контролирует избирательную документацию, пока все пойдут в укрытие? Это вроде бы мелочи, но все это нужно урегулировать", — отметил Владимир Фесенко.
Кроме этого, не следует забывать, что на деоккупированных территориях очень много разрушенных российскими обстрелами административных зданий и школ, а обычно именно в таких зданиях и проводились выборы в Украине. То есть, условно говоря, если в какой-то деревне разрушены школа и сельсовет, то возникнет проблема чисто физически провести выборы, ведь будут отсутствовать соответствующие здания.
Как голосовать военным на передовой и придут ли на участки уклонисты
Разумеется, огромной проблемой может быть и то, как сотням тысяч военных, коткорые защищают Украину, отдать свой голос на выборах. Опять же, были разговоры о том, что если голосование будет проводиться, включая "Дію", то в таком случае военные будут без проблем голосовать. Мол, практически у каждого защитника есть смартфон, а потому он сможет скачать "Дію", если у него еще нет, и отдать голос на выборах. Впрочем, не следует забывать о скептицизме политических экспертов по голосованию через "Дію", ведь эта система еще, как говорится, не обкатана.
В свою очередь Алексей Голобуцкий напоминает, что война в Украине продолжается с 2014 года и раньше военные как-то голосовали.
"С 2014 года в Украине дважды проводились парламентские выборы и дважды президентские, а еще несколько раз были местные выборы. И как-то находили возможность проводить выборы и возможность голосовать военным. В нынешней ситуации просто нужно увеличить все эти возможности в разы", — отметил Голобуцкий.
Есть еще один неотложный вопрос, учитывая, что в Украине многие мужчины прячутся от ТЦК и боятся получить повестки. Большинство из них из-за страха получить повестку не придут и на избирательный участок. Поэтому потенциально из голосования выпадет огромное количество мужчин-уклонистов.
"Что касается уклонистов, которые боятся получить повестку, то есть примеры, что они даже из дома не выходят. Конечно, если они не хотят выполнить свой долг перед Родиной, то как от них можно ожидать, что они пойдут на выборы выполнить свой гражданский долг? Они сами будут себя лишать права голоса. Это, конечно, огромная проблема", - отметил Алексей Голобуцкий.
Реестр избирателей и непонимание реального количества граждан Украины
Голобуцкий также отметил, что Украина фактически единственное государство в Европе, где уже более 20 лет не проводилась перепись населения, но это не помешает проведению выборов.
"С 2001 года в Украине не проводилась перепись населения и на самом деле никто не знает, сколько сейчас в Украине граждан. Впрочем, в разрезе проведения выборов раньше это совершенно не мешало властям проводить избирательные кампании", - подчеркнул политолог.
Со своей стороны Владимир Фесенко считает, что нужно всего несколько месяцев, чтобы обновить реестр избирателей, ведь это очень кропотливая и организационно-техническая работа.
"Есть еще вопрос внесения изменений в избирательный кодекс, а именно по реестру избирателей. Это тоже нужно сделать", — отметил Фесенко.
Способен ли сегодня работать Центризбирком
В целом подготовкой к выборам должна заниматься Центральная избирательная комиссия, но могут возникнуть вопросы, вообще она в состоянии эффективно функционировать.
К примеру, в августе 2023 года СМИ писали о том, что член ЦИК Юрий Буглак уехал из Украины за 12 дней до полномасштабного вторжения и с тех пор не возвращался. Он живет с семьей в американском штате Флорида вблизи Майами. Более того, по данным журналистов-расследователей, Буглак за это время получил около полутора миллионов гривен из бюджета. То есть как минимум следует понять, вообще большинство членов ЦИК есть в Украине и могут ли они работать.
"Члены ЦИК сидят и ничего делают, чтобы их никто не трогал, — считает Виктор Небоженко. — Но в общем-то изменить состав Центризбиркома очень тяжело, ведь если это произойдет, то члены ЦИК могут подать в суд и их восстановят на должностях, ведь для их замены нужны веские причины. Да и в общем-то все так происходит, что ЦИК назначают от выборов до выборов, а перед самыми выборами заменять их, это как-то не годится. Все это просто снижает легитимность выборов".
Владимир Фесенко напомнил, что действующий состав ЦИК сформировался еще во времена, когда Офисом президента руководил Андрей Богдан.
"Если будут выборы в следующем году, то действующий Офис президента захочет, чтобы ЦИК был подконтролен им. Да и готов ли вообще Центризбирком к обеспечению проведения возможных выборов? Это большой вопрос", - отметил Фесенко.
Возможно ли вмешательство России в избирательный процесс
Как известно, для России вмешательство в выборы в других странах – дело обыденное, поэтому важно понимать, чего ожидать от врага в случае проведения выборов в Украине.
Именно поэтому, например, Виктор Небоженко опасается проведения выборов с помощью почты для уехавших за границу украинцев или с помощью "Дії".
"Россия обязательно включится в наш избирательный процесс. Это будет полномасштабное вмешательство России в избирательную кампанию. Путину в войне с Украиной, кроме военного аспекта, нужны и помощники в Украине с новой легитимностью", — сказал политолог.
Мнение о том, что Россия обязательно постарается влиять на возможные выборы в Украине, придерживается и Владимир Фесенко.
"Они будут играть на том, чтобы всех рассорить и спровоцировать какие-то локальные политические кризисы, а возможно и системный кризис, чтобы Украина была ослаблена до выборов, во время них и после. Конечно, они не смогут завести какую-либо свою политическую силу в парламент или вообще поставить своего президента. Главная цель россиян будет в том, чтобы разъединить украинское общество. И есть вопрос, смогут ли наши политики пройти эту избирательную кампанию так, чтобы это не превратилось во внутреннюю политическую войну", — рассуждает Владимир Фесенко.
Где взять деньги на выборы
В интервью журналистам Владимир Зеленский оценил проведение выборов в 5 млрд гривен, но это при их проведении в мирное время. Впрочем, президент добавил, что в военное время он не знает, во сколько оценить этот процесс. Также Зеленский отметил, что даже 5 млрд гривен он не сможет изъять из бюджета и в кредит проводить выборы тоже не будет.
По мнению Владимира Фесенко, проблем с финансированием выборов в Украине не должно возникнуть.
"Если западные партнеры будут давить в вопросе проведения выборов, то они и с деньгами помогут на это. Здесь просто нужно согласовать с западными партнерами и также это должно быть воспринято обществом. Что, условно говоря, 5 млрд гривен не на оборону пойдут, а именно на выборы. Но тем не менее и эту проблему можно решить, тем более если деньги предоставят наши партнеры", — считает политолог.
Конечно, у части общества уже сейчас возникает вопрос о целесообразности проведения выборов во время войны. Мол, лучше все эти миллиарды потратить на нужды военных. Однако Виктор Небоженко уверен, что никто даже не успеет дискутировать по этим вопросам, ведь это будет просто целевое назначение средств именно на выборы, поэтому их невозможно будет использовать на другие нужды.
Стоит или нет?
Что же есть на выходе относительно возможности проведения выборов в Украине? Во-первых, для этого нужно изменить законодательство. Во-вторых, следует привести в порядок избирательный кодекс в разрезе того же реестра избирателей. Если учитывать, что деньги на выборы могут предоставить западные партнеры, то со средствами на организацию избирательных участков и прочее возникнуть не должно. Однако главный вопрос, следует ли вообще проводить выборы, остается крайне актуальным.
Опрошенные нами политологи, по меньшей мере, сомневаются в их целесообразности. К примеру, Алексей Голобуцкий заявил, что вообще не поддерживает проведение выборов: "Ведь президентские выборы это будет, по сути, референдум доверия к Владимиру Зеленскому. А парламентские выборы, так я вообще не представляю эту дискуссию политиков с обществом".
Виктор Небоженко также отметил, что не представляет, как все это может быть: "За последние два года фактически зачахла украинская политика. Без интернет-ресурсов, без СМИ ни один политик не сможет пробиться к избирателю. Избиратель, который приходит у избирательной урне и не знает за кого голосовать, это самое страшное, ведь это будет носить случайный характер. Да и сами результаты выборов могут быть сомнительными, если, например, не будет весомого преимущества одного из кандидатов на тех же президентских выборах".
Следовательно, несмотря на техническую возможность проведения выборов во время войны, их проведение пока несет заметно больше минусов, чем плюсов.
Ключевой минус – они так до конца не смогут выполнить свою главную функцию – обеспечить полную легитимность избранной власти. Можно не сомневаться, что явка на таких выборах будет беспрецедентно низкой – не смогут полноценно проголосовать около 8 млн уехавших за границу украинцев; так же будет очень сложно организовать безопасный избирательный процесс на прифронтовых территориях и совершенно невозможно на временно оккупированных; использование голосования по почте или через Интернет так же вызывает сомнения в легитимности; в условиях войны не будет и полноценных возможностей для политических партий проводить агитацию.
Ну и напоследок, в украинском обществе пока доминирует мнение о нецелесообразности расходов государственных ресурсов на выборы, ведь все силы и средства государство должно тратить на одержание победы, а значит и доверие к власти, избранной таким образом, будет невысоким.